Браки заключаются на небесах, а распадаются по вполне земным причинам. Бешеный ритм жизни и постоянная включенность в работу нередко заставляет выделять время близким по остаточному принципу. А почему бы не попробовать спасти тонущую семейную лодку при помощи хорошо известных бизнес-приемов? Основные тезисы этой теории и комментарий эксперта – в нашем материале.

Баланс работы и семейной жизни является непреходящей головной болью сотрудников и их руководителей всех поколений. Бешеный ритм жизни, нестабильный деловой и экономический климат оказывают сильнейшее давление на семью и сказываются на качестве семейной жизни не лучшим образом.

Почти 50% браков американцев, жителей одной из самых развитых в экономическом отношении стран, в конечном счете, заканчиваются разводом. «Брачный индекс», недавно опубликованный Институтом американских ценностей, не прибавляет поводов для оптимизма. «Семейное здоровье», основанное на таких показателях, как процент пар, утверждающих, что они очень довольны своей семейной жизнью, и числом пар, чьи браки не распались, ухудшается из года в год. В 1970 году этот показатель составлял 76,2 пункта, а 2008 году – 60,3.

В этом докладе также утверждается, что, согласно ряду исследований, качество брака влияет на благосостояние семьи в той же степени, как и непосредственно ее финансовое состояние. Именно поэтому многие успешные руководители, которые, кажется, имеют в жизни все, признаются, что на самом деле они совсем не счастливы.

Поэтому с точки зрения качества жизни каждодневный вклад в брак и семью имеет такое же значение, как эффективное управление бизнесом. Отсюда возникает вопрос: можно ли спроецировать профессиональные деловые приемы на семейную жизнь?

По мнению Льюиса Апкинса, основателя консалтинговой компании Upkins & Co., автора книги «Воспринимай меня как клиента», силы, которые тратятся на попытки найти баланс между карьерой и семьей, только уводят от цели. Семинары и по этой проблеме, конечно, хороши, но часто могут оказаться ненужными и безрезультатными, считает он. Вместо этого, для того, чтобы достичь ощутимых результатов и прогресса в семейной жизни, можно попробовать перенести на эту область навыки, благодаря которым удалось достичь успеха в карьере. Звучит невероятно, но построить и укрепить разваливающуюся семью можно за счет того же, за счет чего строится сильная компания – хорошего клиентского сервиса.

Каждый владелец бизнеса или управленец знает, что сохранение старых клиентов куда выгоднее, чем привлечение новых. Лучший способ делать это – представлять ценности вашей компании в ее продуктах и услугах, сопровождая этот процесс первоклассным сервисом. Что касается семьи и брака, то здесь продукт – это вы. В какой-то момент отношений ваша вторая половинка решила, что именно вы самый лучший продукт из представленных на рынке. Возможно, вы до сих пор таковым и являетесь, однако «здоровье» отношений зависит исключительно от сервиса и качества обслуживания самого важного клиента – супруга или супруги.

Перед вами пять стратегий для обеспечения первоклассного сервиса для таких важных клиентов.

Важно знать клиента. Клиенты меняются. Поэтому проницательные бизнесмены всегда держат руку на пульсе и обращают внимание на такие факторы как квартальные отчеты прибыли, кадровые изменения, новые производственные линии и так далее. В той же степени, в какой требуется время для того, чтобы отслеживать изменения клиентов и их потребностей, следует уделять время на изучение потребностей супруга, его надежд и проблем. Маленькая подсказка – если вы не знаете, в чем они заключаются или не можете их понять, просто спросите об этом вторую половину. Одна из самых часто встречающихся жалоб людей, состоящих в браке, - нехватка общения и внимания к таким деталям.

Работать над бизнесом каждый день. Новых клиентов можно привлечь за счет уважения, внимания, качественных услуг и сервиса. Рецепт успешного и «здорового» брака такой же. Для того, чтобы вдохнуть в брак второе дыхание или просто оживить отношения, нужно использовать эти же методы и помнить, что для достижения результата важна каждодневная работа.

Не оправдываться. Клиентам не нравятся оправдания, когда вы совершаете ошибку. Для клиентов важны не слова, а действия, которыми компания может загладить свою вину. Что касается брака, то здесь возможность совершить ошибку поджидает каждый день. Однако, как и в бизнесе, супруги, скорее всего, отреагируют более благосклонно, если провинившийся не только признает вину, но и исправит ее своими действиями. Если же их не последует, то, как и в бизнесе, может разразиться конфликт.

Строить планы для достижения взаимовыгодного успеха. Великие бизнес-проекты становятся такими только в случае, если успеха добиваются и компания, и клиент. Попытка достичь успеха за счет клиента, чревата потерей последнего. Одно из самых серьезных испытаний в браке для супругов – проверка на прочность успехом. Это требует определенного планирования, особенно если один из супругов временно сошел с карьерной дистанции для того, чтобы «сидеть» дома и воспитывать детей. Так, женщины, которые временно остановили свое карьерное шествие для того, чтобы посвятить время детям и дому, часто чувствуют себя отдалившимися от супругов. Поэтому для последнего в такой ситуации необходимо прийти на помощь «домоседу» - уделять время семье и детям. Для них это очень важно. Своей второй половине нужно регулярно задавать тот же вопрос, что и клиентам: «Что я могу сделать, чтобы помочь вам добиться успеха?». А затем, получив ответ, так же как и в бизнесе, претворить его в жизнь.

Сочетать приятное с полезным. Эффективные деловые отношения часто строятся не столько в залах для заседаний, сколько на полях для гольфа и ресторанах. Нередко достаточно взглянуть на бюджет «развлечений» компании, чтобы сказать, кто ее лучшие клиенты. И жаркая дискуссия в переговорной после завершения баталий вполне может сопровождаться совместным «распитием» пары бокалов вина. Брак не менее трудоемкое занятие, нежели бизнес, но мы здесь мы почему-то редко награждаем супругов такими приятными бонусами. Поэтому в браке, как и в бизнесе, важно найти способы оживить отношения с помощью мероприятий, которые ни имеют никакой другой цели, кроме как сказать: «Ты очень важен/важна для меня».

Если бы существовала профессиональная система оценки карьеры, то многие руководители и собственники бизнеса никогда бы не остались «двоечниками» и постоянно работали над тем, чтобы подняться выше. Так почему же плохая оценка «по браку» часто их устраивает? Всего лишь небольшой сдвиг в мышлении, новый взгляд на брак, частично с близкой нам позиции бизнеса, поможет придать новый импульс отношениям. А самое главное – сохранить рядом человека, который намного важнее самых ценных клиентов.

По мнению практикующего коуча Яны Бобровой, тема баланса и гармонии бизнеса и семьи актуальна и в нашей стране. «На мой взгляд, в этой идее хорошо представлена возможность переноса бизнес-модели на семейные отношения. Людям гораздо легче установить проблему и увидеть возможные варианты ее решения, используя привычные для себя термины.

В своей практике я часто использую подобный перенос. Лидерам и руководителям для работы по диагностике и коррекции отношений в браке я предлагаю представить семью в виде команды, а отношения в ней как эффективное или неэффективное взаимодействие. Эта метафора дает возможность более глубокого понимания вопроса, дополнительную уверенность при планировании действий и их последовательности, так как перенос осуществляется в зону их профессиональных компетенций.

А результат, как и в команде, будет зависеть от включенности каждого из супругов в работу над отношениями и их мотивации к достижению заявленной цели». По словам Яны Бобровой, наиболее значимыми критериями успешной команды являются следующие:

Доверительные отношения;

Люди умеют слушать и пытаются понять друг друга;

Проблемы решаются в дискуссиях;

Открытая обратная связь;

Увлеченная совместная деятельность;

Самореализация каждого из участников;

Открытый запрос помощи от коллег;

Гибкость в распределении ролей;

Креативность, воображение и интуиция, как часть набора инструментов для нестандартных решений;

Открытая забота друг о друге;

Юмор, радость и удовольствие от совместной деятельности;

Взаимная ответственность за результат;

Высокая мотивация на успех.

Материал на основе статьи Manage Your Marriage Like a Business из издания BusinessWeek подготовила Ольга Бедарева, E-xecutive