Сегодня на E-xecutive неожиданная и не совсем обычная тема для обсуждения. Мы говорим о моральных принципах ведения бизнеса, допустимых и недопустимых границах, а также о качестве, которое обычно приписывается женщинам, но которым в равной степени обладают и мужчины, – о презираемой всеми и одновременно вожделенной большинством стервозности.

Хотя сводить стремление к победе всего лишь к неистребимому желанию идти по головам, конечно, неправильно. Бизнес являет собой экстремальную среду, в которой выживает сильнейший, умнейший и опытнейший. Однако этих качеств не всегда достаточно – для того, чтобы вознести своего «владельца» на вершину успеха, они нередко должны подкрепляться непоколебимыми амбициями, жесткостью и коварством. Иначе это место займет тот, кто не побоится показаться «стервой» в глазах окружающих.

Однако как отличить стервозность от больших несгибаемых амбиций? Не являются ли эти термины, по сути, характеристикой одной и тоже черты – воли к победе любой ценой? Термин «амбиция» словари трактуют как жажду успеха и власти, а стервозность – как холодность, эгоизм, коварство, равнодушие и беспринципность во имя получения желаемого кратчайшим путем. Нередко эти понятия путают, и этому есть свое объяснение – стервозность в бизнесе, как правило, подкрепляется настолько мощными амбициями, что развести эти качества по разным углам не представляется возможным.

При этом даже самые закоренелые «люди-стервы» далеко не всегда восседают на самой верхней ступеньке карьерной лестницы. Однако это не мешает им весьма успешно портить жизнь тем, кто по этой карьерной лестнице взбирается быстрее.

«Я знаю, что меня часто называют стервой. Несколько раз мне даже говорили это в лицо, но я не считаю это комплементом, как, наверное, подумали бы многие на моем месте, и, возможно, сочли это поводом для гордости, - рассказывает Татьяна К., генеральный директор одной из московских компаний, работающих с недвижимостью. - Я действительно очень жесткий и целенаправленный человек, добиваюсь своей цели, прикладывая к этому максимум усилий. При этом я очень требовательна к себе и сотрудникам моей компании и считаю, что ни я, ни они не имеют права «халявить» и работать спустя рукава. Наверное, поэтому меня часто сравнивают с героиней Мерил Стрип из фильма «Дьявол носит Prada». Эта моя «стервозность» выработалась за многие годы работы в бизнесе, я на собственном опыте убедилась, что другие методы работы в сфере, где верховодят мужчины (которые, кстати, нередко являются стервами еще похлеще женщин), просто неэффективны. Не будешь жесткой, а иногда даже жестокой, - так начнут обращаться с тобой. Но все же я бы не путала жесткость и целенаправленность со стервозностью. Последнее качество предполагает лживость, лицемерие, хитрость, действия по принципу «сделал гадость – сердцу радость», а я все-таки горжусь, что этих качеств во мне совсем не много».

Но если с деловыми стервами все более-менее понятно и накидать их обобщенный портрет можно даже несколькими штрихами, то обвинения в стервозности в адрес мужчин услышишь нечасто. А ведь это качество, как мы уже говорили выше, свойственно им не в меньшей, а иногда и в большей степени, нежели дамам, - градус власти и финансов, сконцентрированных в их руках, намного выше. Такие мужчины – эгоистичные, агрессивные, играющие по своим правилам, еще и великолепные актеры.

«Никакой нормальный мужчина никогда не признается, что играет по своему сценарию. Это я вам точно говорю. Мне вообще не нравится, когда мужчин называют стервами, да их так, кстати, называют нечасто, - я считаю это качество, скорее, женской характеристикой, - рассказывает в беседе с E-xecutive Георгий К., руководитель отдела продаж компании, занимающейся автоматизацией предприятий. - Я не в коем случае не мужчина-стерва. Но в моей практике встречались коллеги, которых я мог бы так назвать. Один из них был руководителем одного из подразделений компании, в которой я работал несколько лет назад. Это очень жесткий, расчетливый и жадный человек. Действительно стерва в брюках. Его интересовали только деньги. Никаких моральных принципов. Он мастерски находил способы избавляться от неугодных и ставил на их место своих людей. Мог публично оскорбить – он же начальник, кто ему будет перечить? Одну беременную сотрудницу он прямо-таки вынудил уволиться, чтобы компания могла не платить ей пособие. При этом он был действительно профессионал, и высшее руководство прощало ему все, в результате он быстро поднялся и пошел дальше на повышение».