Есть люди, которые нуждаются хоть в маленькой, но власти, есть и те, которые нуждаются в том, чтобы ими управляли. Удовлетворить и тех, и других в рамках организации не так уж сложно, главное - проявить немного смекалки.
Одно слово, добавленное к названию должности - и количество претендентов на эту позицию увеличивается в полтора раза. Видимо, не так уж мало среди современников людей наивных и доверчивых. Но при этом очень амбициозных. Чтобы справиться с таким контингентом, достаточно "скормить" ему нужную "морковку". Роль таковой прекрасно выполнят должности, специально созданные ради новых людей.
Фиктивное повышение
Дополнять карьерную лестницу все новыми и новыми ступенями можно до бесконечности. К примеру, молодых и неопытных новичков "повысить" до звания помощников менеджеров, в ранг последних возвести их предшественников, а тех, в свою очередь, наградить приставкой "старший", при этом не забыв конкретизировать сферу курирования (например, "старший менеджер по работе с корпоративным сектором"). В итоге подчиненные получают видимость продвижения по карьерной лестнице, а начальство демонстрирует свою заботу об их профессиональном росте.
"Очень часто такое формальное повышение в должности оказывается эффективным инструментом в процессе подбора новых сотрудников. Из собственного опыта могу рассказать, что нашей компании удалось заполучить ценных специалистов, практически не поднимая им зарплату, просто за счет того, что у нас они заняли более престижную по названию должность", - поделился Павел Литвин, генеральный директор СК "Наста".
По данным Оксаны Патюли, HR-консультанта рекрутингового агентства Best Service (штат - 9 чел.), около 40% сотрудников очень чувствительны к тому, как именно называется их должность, хотя публично могут этого факта и не признавать.
Удачное использование этой, по сути, манипулятивной технологии, наиболее успешно для тех должностей, где карьерный рост по логике невозможен. Данный метод широко применяется в компаниях, занимающихся сетевым маркетингом (стоит только вспомнить о "золотых" и "бриллиантовых" директорах), а в других - появляется должность старшего пицейолы или ведущего системного администратора.
"Для тех сотрудников, чей доход напрямую связан с результатами их деятельности, например для продавцов, никакой дополнительной искусственной мотивации не нужно. Гораздо эффективнее стимулировать такой персонал разработкой четкой бонусной системы. Больше продал - больше заработал. А вот для остальных категорий персонала - бэк- и мидл-офиса - элементы статусности, к которым относится и занимаемая должность, играют существенную роль", - считает Павел Литвин.
Впрочем, фиктивное повышение в должности, превосходно зарекомендовавшее себя на этапе привлечения сотрудников к работе в компании, может иметь значительно меньше положительных сторон, если используется в других ситуациях.
Среди голых королей
По мнению Ольги Беши, консультанта по управлению человеческими ресурсами компании Total HR Consulting (кадровый консалтинг, штат - ок. 50 чел.), "если мотивирующим фактором является только статусная должность, то в таком случае эффект такой мотивации будет краткосрочным. Если руководство компании не планирует вводить дополнительные обязанности и новые задачи, которые подкрепляются, соответственно, окладом, то после изменения названия должности сотрудника последствием будет его демотивация".
Кроме того, ввод дополнительных иерархических ступенек чреват ростом напряженности в коллективе. Новоиспеченные "старшие" и "ведущие", жаждущие покомандовать своими коллегами, легко могут преступать черту своих полномочий.
"Изначально у нас все бригады монтажников подчинялись одному человеку - начальнику технического отдела. Когда мы в каждой бригаде распределили роли и назначили главных, для того, чтобы поощрить тех, кто давно и хорошо работал, - эффект был удивительный. Они начали соперничать между собой за более прибыльные и менее сложные объекты, постоянно выясняли отношения. В результате пришлось вернуться к прежней схеме", - рассказал Сергей Капустян, менеджер одного из киевских интернет-провайдеров.
Чтобы не столкнуться с такой проблемой, важно четко описать условия, при которых осуществляется "повышение", и обозначить сферу обязанностей и полномочий каждого сотрудника. Что касается критериев для "повышения", то это может быть оценка количественных (размер прибыли), качественных (результаты аттестации, отзывы клиентов) показателей работы сотрудника, формальных данных (стаж работы в компании) и пр.
Помимо установления прозрачных правил, использование тех или иных критериев для выдвижения позволяет сотрудникам правильно сориентироваться в том, что в первую очередь ценит компания, мотивируя сотрудников к достижениям и повышению личной эффективности.
Большой секрет для маленькой компании
"Необходимость вводить дополнительные промежуточные должности в первую очередь возникает у небольших локальных компаний, в которых ограничены возможности карьерного роста", - считает Ольга Беша. Аналогичной точки зрения придерживается и Павел Литвин. "Чем больше компания, тем сложнее применять в ней такой метод мотивации. Особенно сложно вводить изменения в структуру компаний, входящих в международную группу, когда такие изменения необходимо согласовывать со штаб-квартирой или есть требование о необходимости иметь идентичную организационную структуру во всех бизнес-юнитах. С другой стороны, чем компания меньше, мобильнее, чем теснее топ-менеджмент вовлечен в процесс управления и принятия оперативных решений, тем проще и эффективнее может быть такой метод", - отметил собеседник "ВД".
Однако, несмотря на это, далеко не все руководители небольших компаний воспринимают такой фиктивный карьерный рост как действенный способ повышения лояльности или мотивации сотрудников. "Демократичность и гибкость небольших компаний тоже привлекает людей определенного типа. Тех, которым нравится их универсальность, почти семейные отношения в коллективе, возможность похлопать начальника по плечу, потребность чувствовать себя незаменимым", - считает Оксана Патюля.
Что касается крупных компаний, то, по словам Павла Литвина, введение новых должностей в организационную структуру связано с определенными сложностями, ведь необходимо вносить изменения в документооборот, перераспределять зоны ответственности между специалистами. Однако в том случае, если такое усложнение продумано и позволяет наилучшим образом мотивировать персонал, такие усилия вполне оправданны.
Интересные факты:
* 60% руководителей отечественных компаний считают, что организационную структуру их компании необходимо менять в течение ближайших двух-трех лет.
* 80% сотрудников ничего не хотели бы менять в организационной структуре компании, но не отказались от того, чтобы их должность звучала "более солидно".
* 40% руководителей не уверены в действенности такого метода как "искусственная карьера" для мотивации сотрудников.
* при добавлении к вакансии слова "старший" или "ведущий" без увеличения зарплаты на нее откликается на 40% больше кандидатов.
Автор: Наталья Науменко
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Не пастух, а начальник стада!
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат