Иногда мы хвалим кого-то просто так. Чтобы сделать приятное. Иногда преследуем личные цели. Например, кого-нибудь соблазнить. Или набрать очки перед начальником или клиентом. Казалось бы, какой вред от этого, доброе слово и кошке приятно. А недавно я столкнулся с ситуацией, когда из-за похвалы получил проблему.

Речь шла о перетряске кадров в связи с увольнением одного из работников и возможным увольнением другого. В результате появилась возможность подстроить организационную структуру под нужный функционал. Говоря по-русски, не набирать клонов уволившихся, а изменить штатное расписание и нанять принципиально новых людей. В этой связи я беседовал с работниками, и выяснял их мнения и предложения по ситуации. Я хотел забрать у людей простую работу и заменить ее сложной, а весь высвободившийся простой функционал поручить новому более дешевому специалисту. И часть сэкономленных денег пустить на повышение зарплаты.

И одного человека перехвалил. А всего лишь объективно перечислил ее заслуги. Обсудили все вопросы, поручил ей подумать и дать предложения. Результат был непредсказуем и страшно меня удивил. Она возгордилась и на следующий день вместо объективного анализа стала загибать пальцы. В результате выпала из диалога и уронила ценность своего мнения. Конфликта еще нет, но выйти из ситуации к всеобщей выгоде уже не получится.

Я и раньше говорил комплименты мужчинам и женщинам. Да и подчиненных хвалил. Никаких проблем от этого не было, только польза. Сам к любому мнению на свой счет отношусь равнодушно. Понимая, что в 99% случаев это просто слова.

Сейчас обдумываю следующие гипотезы.

1. Хвалить надо вовремя.

Похвала вызывает у сотрудника прилив мотивации и эмоциональный подъем. Если, конечно, он на нее повелся. А если у мотивации нет вектора, она будет направлена непредсказуемо. В моем случае человек начал активно заниматься повышением своего статуса.

2. Хвалить надо не всех.

Нельзя хвалить сотрудников с инструментальным типом мотивации. Они воспринимают это как признание роста своей стоимости как инструмента. И автоматически считают что теперь им все должны. Проблема обостряется, если это женщина. Она воспринимает не оценку результатов работы, а оценку личных качеств. Почему я так считаю? Вспомнил совет детского психолога. Нельзя ругать ребенка "ты нашкодил - ты плохой". А надо "ты нашкодил - ты поступил плохо".

Похоже, это применимо не только к детям и не только чтобы ругать. Еще раз убеждаюсь, что между мотивацией сотрудников и воспитанием детей много общего!