Продолжая тему поступков и привычек, я хочу зацепить большой пласт проблем, когда привычки и зависимости рождаются из поступков, которые вызываются призрачной идеей "снять напряжение от стресса". На первый взгляд, вроде, все логично: не хорошо жить в напряжении, это приводит к неврозам, следовательно, напряжение нужно снимать. А как? Можно рюмочкой, можно сигареткой, можно травкой и т.д. Результаты даже обсуждать глупо: только грудные младенцы не знают, чем кончаются подобные упражнения.

И что ж делать-то? Не помирать же от неврозов…

А в действительности все, как обычно, иначе, чем на самом деле. Это открытие я совершила, когда прозвучал вопрос: а чем вы снимаете стресс?

Дело было на общешкольном родительском собрании лет пять назад. Знаете, это такие собрания, которые проводят школы, чтобы гороно их не ругало за отсутствие связи с народом. Большинство родителей на них откровенно скучают, в ожидании конца мероприятия.

Учителя по очереди выступали, говорили о ремонтах, сборе денег, успеваемости и т.д. Затем выступила школьный психолог… Она говорила о телефоне доверия: о том, что всем тяжело, как всех мучает неизвестность, о том, что нужно снимать стрессы, но не так, как это принято, о том, что они готовы помочь на этом телефоне и т.д. Тогда-то и прозвучал этот провокационный вопрос. До сего момента я внимательно изучала половицы актового зала, но тут стало интересно и я посмотрела людей в зале… Это был шок для меня, если честно. Люди понимали, о чем она говорила, это их близко трогало, в их глазах была надежда, они слушали ее жадно и напряженно… Т.е. они знали о своей проблеме и психолог только что предложила им выход из положения, решение, о котором они мечтали: избавиться от боли и напряжения. И вот тогда, глядя на этих людей, я вдруг как-то очень отчетливо вспомнила, что у меня это тоже когда-то было… И что я уже напрочь забыла как это бывает, как можно жить в таком напряжении. Впрочем, разве это жизнь, когда мозги в постоянной судороге.

А вы? Овладевало ли вами когда-нибудь беспокойство так сильно, что вы впадали в панику? Паника начинается с простой мысли о ещё несуществующей проблеме, которая вряд ли когда вообще возникнет. И, тем не менее, эта мнимая проблема очень беспокоит вас. Вскоре вы начинаете волноваться так, что уже не находите себе места. В качестве примера можно привести жену, которая переживает о здоровье мужа, или мать, которая волнуется о здоровье детей. Хотя они абсолютно здоровы, женщина постоянно боится, что её муж или дети внезапно заболеют или преждевременно умрут. Этот страх настолько силён, что постепенно парализует её, лишая способности жить нормальной жизнью. Плюс еще банальные переживания: а чем кормить? А во что одеть? А когда дадут зарплату и как до нее дожить?

Иллюстрация

В одном из последних советских фильмов "Блондинка за углом" Владимира Бортко есть эпизод, ярко иллюстрирующий нашу склонность к драматизации еще не свершившихся событий. Утром, после первой совместной ночи, герой просыпается от звуков рыданий… Он в шоковом состоянии допрашивает любимую о причинах столь жестоких страданий.. Вроде же все так прекрасно складывалось… И сквозь рыдания, выслушивает душераздирающую историю о том, что "вот поженимся мы, родится у нас сын, будет ходить в садик, потом в спецшколу для одаренных, станет круглым отличником. Потом поступит в самый лучший институт. И там, естественно, тоже будет отличником. А осенью студентов пошлют в колхоз и... мальчик погибнет на пожаре, спасая колхозное имущество"

Этому эпизоду радовалась вся мужская половина народонаселения, с гордостью подчеркивая "особенности женского мышления". Женщины свысока фыркали: "Блондинка", "Бездуховная торговка, чего и ждать". Но подумайте, господа хорошие, разве мы с вами делаем не то же самое? Положа руку на сердце, признайтесь хотя бы себе: от скольких замыслов вы отказались, потому что ваше воображение нарисовало вам нечто подобное? Сколько нервов вы истрепали себе, воображая то, что случится? Сколько крови попортили маме, отказываясь есть или обнимая унитаз всякий раз после трапезы? Сколько слез стоит вашим женам ваше "расслабление" после трудового дня?

Скажите, кто из вас никогда не беспокоился? Все мы когда-то за что-то переживали. Кто-то меньше, кто-то больше. Мы переживаем о своих семьях, об отношениях с людьми, о работе, о здоровье, о будущем… Вроде бы нет ничего зазорного в подобных волнениях. Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией "КОМКОН", почти 45% россиян признаются, что часто волнуются из-за мелочей. Подумаешь, ерунда какая!

Но! Более половины больничных коек в России заняты людьми, страдающими нервными заболеваниями. Однако нервные заболевания этих людей вызваны не физическим нарушением нервной системы, а такими эмоциями как безнадежность, разочарование, обида, беспокойство, страх, поражение, отчаяние.

Люди переживают по любому пустяку, думая одновременно о множестве вещей, в том числе и не зависящих от их контроля, таких как нестабильные погодные условия или всемирное нашествие тараканов. Почему мы беспокоимся о том, на что мы повлиять не можем?

Хроническое беспокойство во многих случаях ведет к бессоннице, усталости, раздражительности. Пропадает четкость мысли и увеличивается беспомощность в разрешении собственных проблем. Также наблюдается заниженная самооценка и привычная тяга подавлять свои чувства, особенно радостные.

К признакам стресса в результате беспокойств можно отнести:

— провалы в памяти,

— ощущение неожиданного сердцебиения,

— вы вдруг начали просыпаться на час-два раньше,

— частые головные боли,

— беспокойство, охватывающее без всякого повода,

— появление болей в позвоночнике,

— появление трудностей с пищеварением,

— иногда возникает чувство удушья,

— заставляете себя работать лишь под конец дня.

Обратите на это внимание! Если все признаки у вас возникают одновременно - вам грозит невроз.

Неврастения - несоответствие желаний человека и того, что он имеет в реальности (работа, зарплата, семья).

Невроз навязчивых состояний - несоответствие морально-этических представлений о жизни и требований к себе с тем, что удается достичь в жизни. Истерический невроз - несоответствие претензий человека на внимание окружающих и их реального к нему отношения.

Платон сказал, что "самая большая ошибка врачей состоит в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь вылечить его душу. Однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь!"

И выход вовсе не том, чтобы найти безопасное средство расслабления, а в том, чтобы… не напрягаться.

Ставим лошадь перед телегой

Думаю, что всем понятно, что спокойствие и душевная гармония определяются не отсутствием проблем, а нашим отношением к приятным и неприятным событиям в нашей жизни, умением решать спорные и конфликтные ситуации. Большинство огорчений и душевных терзаний возникают из-за того, что наша реакция чрезмерна и не вполне адекватна породившему ее событию или, того горше, ожиданию события.

Как справиться с такими огорчительным непониманием ситуаций? Оказывается есть простая техника, описанная еще 2 000 лет назад.

Теоретическое обоснование подвел Иисус, сказав в Нагорной проповеди:

"Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы",

"Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть"

Греческое слово merimnao - "заботиться" ещё переводится как "переживать", "беспокоиться", "бояться", "волноваться". Во времена Иисуса оно обычно употреблялось в связи с беспокойством о деньгах, голоде или других житейских нуждах. Представьте человека, который переживает по поводу своих счетов, беспокоится, что у него не будет денег на еду и одежду, он не сможет вовремя заплатить за квартиру, не справится с какими-то жизненными обстоятельствами.

Это же слово встречается в Евангелии от Матфея 6:25 - "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить…". Однако в этом стихе перед словом merimnao (заботиться) стоит слово me, которое выражает строгий запрет и повеление перестать делать то, что уже начали делать. Иисус обращался к тем, кто уже был полон страха и беспокойства, повелев им перестать бояться и волноваться. Эту часть стиха можно было бы перевести так: "Хватит переживать по поводу своей жизни…". Потом Иисус говорит конкретно: они должны перестать беспокоиться о том, что им есть и что пить. И вновь слово merimnao употребляется в значении беспокоиться, переживать, волноваться по поводу восполнения основных жизненных потребностей.

Слово merimnao используется и в притче о сеятеле: "А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно" (Матфея 13:22). "Забота" (merimna) и здесь тоже указывает на беспокойство и переживания.

Иисус сказал, что заботы заглушают слово. Греческое слово sumpnigo - "заглушать", также переводится "душить, гасить, подавлять, сдавливать". На самом деле, беспокойство настолько способно подавить человека, что он начинает чувствовать себя, как в тисках. Переживание - это удушающая сила, которая наваливается на человека и сковывает его.

Таким образом, эта фраза означает, что мы не должны беспокоиться, переживать по поводу каких-то событий, случаев, обстоятельств, которые складываются в жизни. Особенно это относится к нашему времени, когда всякие неприятные или даже трагические события происходят всё чаще, или, вернее, все чаще мы слышим о них, благодаря средствам массовой информации.

Но сказать: "не беспокойтесь!" просто, а начать не беспокоиться гораздо сложнее.

Практическое применение этого принципа вывел Апостол Павел: "Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Филиппийцам 4:6)

Такой вот поэтапный процесс:

1. "Не заботьтесь ни о чём", не беспокойтесь по поводу насущных нужд, не переживайте и не впадайте в панику из-за каких-то событий или происшествий. Слово meden - "ни о чём", означает абсолютно ни о чём.

2. Всегда, когда возникнет идея чем-то озаботиться, обратитесь к Богу с молитвой или прошением.

3. Открывайте ВСЕ свои желания перед Богом. Обратите пристальное внимание: все - значит все. А не только те, которые, по вашему мнению, годятся для ушей Всевышнего. Для Него нет ваших больших или маленьких проблем - для Него они все одинаково малы и легко решаемы.

4. С благодарением. Тут следует остановиться подробнее. Потому что есть два мнения о том, что это означает:

— Одни считают, что благодарить следует за то, что Он слышит вас и отвечает на молитвы.

— Другие уверены, что благодарить следует за то, о чем вы просите, как за уже свершившийся факт.

Из данного отрывка конкретного толкования не следует, а в контексте всего Писания право на существование имеют обе точки зрения, тем более что они не противоречат друг другу. Потому благодарите так, как допускает Ваша личная вера.

5. Обещает ли Бог, подобно крестной фее или джину из кувшина, немедленно исполнить все ваши желания? Нет. И это правильно, доложу я вам. Благодаря тому, что исполняются не все желания, многие люди еще живы. И вы тоже живы по этой причине. Но что же Он обещает? Он обещает мир и покой в сердце. Отсутствие напряжения, которое нужно снимать алкоголем, отсутствие неврозов, анорексий, булемий и прочих жизненных радостей. Что нам, собственно и требовалось.

Этот простой и нехитрый принцип я сама использую уже много лет. Потому на вопрос: "а чем Вы расслабляетесь" у меня есть только один ответ: "я не напрягаюсь".

Жизни без проблем не бывает. На то она и жизнь. Но многие проблемы большей частью надуманы. Если что-то можно изменить, надо менять. Если нельзя, то надо это принять и жить дальше.

С уважением, Лола Пирхал