«Почему женщина не может быть больше похожа на мужчину?», - спрашивал профессор Хиггинс в знаменитом фильме «Моя прекрасная леди». Это невозможно, потому что мозг у мужчин и женщин устроен по-разному, о чем свидетельствуют результаты недавних исследований. В чем же состоят эти различия и как их использовать с максимальной выгодой?

Немного науки

Как показали исследования, между мозгом мужчин и женщин существуют тонкие генетические различия. Были обнаружены сотни генов, которые в зависимости от пола работают по-разному. Это позволило предположить, что многие типичные модели поведения объясняются не только влиянием воспитания или среды, но и врожденными особенностями.

Мужчины и женщины различаются множеством ментальных качеств: способностью к сопереживанию и умению поставить себя на место другого, агрессивностью, склонностью к риску или тем, как они ориентируются в пространстве, например. Женщины в целом склонны к эмпатии, а мужчины к более агрессивному и рискованному поведению.

Хотя половых различий в общем уровне интеллекта нет, женщины обладают более сильной зрительной памятью, а мужчины сильнее в визуализации - им лучше удается представлять предметы в пространстве. Можно быть именно поэтому большинство мужчин предпочитает ориентироваться, используя карту, а женщин - запоминая приметы.

Итак, мы отличаемся не только вторичными половыми признаками, но и работой мозга. И хотя у обоих полов один и тот же базовый набор генов, какие-то из них более активны у представителей только одного пола, а разная работа генов влияет на многие аспекты поведения.

Зачем это нужно?

Наука наукой, а что же знание и понимание существующих различий дает на практике? Майкл Гуриан и Барбара Аннис, много лет исследовавшие, как принадлежность к определенному полу влияет на достижение успеха, говорят, что «когда люди научаются видеть и учитывать различия, им становится комфортнее работать. Руководителям становится проще выявлять и максимально использовать таланты сотрудников, а в результате выигрывают все, в том числе и компания в целом».

Барбара Аннис, на протяжении многих лет консультирующая крупные компании, приводит в качестве примера Deloitte & Touche. Барбара и ее коллеги провели для руководителей и сотрудников компании цикл семинаров, обучая их видеть и использовать ментальные различия между мужчинами и женщинами. В случае с Deloitte & Touche это имело солидный экономический эффект - за счет удержания талантливых сотрудников, особенно женщин, компании удалось сэкономить $109 млн.

Что же нужно учитывать

Известно, что женщины намного лучше мужчин умеют «считывать» и интерпретировать мимику. А это ценнейшее качество на переговорах. «У вашей коллеги может быть много достоинств, но в том, что она лучше вас «читает по лицам», можете не сомневаться», - говорит Майкл Гуриан.

Женщины лучше мужчин умеют выполнять несколько задач одновременно. Например, говорить одновременно с несколькими собеседниками, и нужно учитывать, что мужчины в такой ситуации могут чувствовать себя неуютно.

Мозг мужчин может обработать вдвое меньше слов, чем мозг женщин, поэтому они склонны «выпадать» из длительного и многословного обсуждения. Они теряют внимание и интерес к обсуждаемой проблеме.

Женщины, склонны перескакивать с одной темы на другую, причем темы могут быть практически не связаны друг с другом. Когда разговор уходит в сторону, именно мужчина должен остановить его и вернуть в нужное русло: «Это интересная мысль, но я хотел бы вернуться к...».

Когда обстановка накаляется, у мужчин повышается уровень тестостерона, растет агрессия и дух соперничества. Воспитание далеко не всегда ограничивает бессознательные проявления. Гуриан и Аннис советуют, столкнувшись с агрессивным поведением, присмотреться к человеку, попробовать поставить себя на его место и понять, чем оно вызвано.

Иначе в подобной ситуации ведут себя женщины. У них увеличивается уровень гормона окситоксина, стимулируя устранение от столкновения. Женщины становятся менее напористыми, настраиваются на дружественный лад и стараются прийти к согласию. С одной стороны, это может помочь сгладить ситуацию, но с другой, интересные идеи могут остаться невысказанными. Некоторые женщины вообще чувствуют себя недооцененными, если их точкой зрения не интересуются специально. Гуриан и Аннис советуют руководителям обращать на это внимание и вовлекать в обсуждение всех участников, чтобы каждый мог проявить свои способности.

Итак, речь не идет о превосходстве или неполноценности, а об умелом использовании существующих различий. Да, есть люди, которые могут распознавать и использовать их интуитивно, остальным же приходится этому учиться.

Использованы материалы Forbes и The Times.