Сегодня я хотел затронуть одну важную тему из арсенала толкового руководителя – управление конфликтами в коллективе. Это одна из тех многих полезных вещей, которые я вынес с тренинга Александра Харитона "Профессиональные секреты эффективных руководителей". В прошлых выпусках я обещал поделиться интересными находками с этого тренинга – время исполнять обещания.
Почему я ненавижу конфликты?
* Это потеря времени
* Это негативные эмоции
* Это портит атмосферу в коллективе
Это еще как минимум 5-7 вещей, которые можно записать в этот список, но...
Почему я люблю конфликты?
* Это позволяет узнать противоположные точки зрения
* Конфликт проверяет на прочность любую теорию, на вменяемость любых людей, на ответственность лидеров и псевдолидеров
* Горячее выяснение позиций позволяет по-новому увидеть своих сотрудников и разгоняет корпоративное болото конформизма, приторной деловой этики
Конфликт всегда встряска. Она бывает необходима для роста, для внедрения изменений и просто для того, чтобы вспомнить что-то важное. Например, то, а зачем мы собственно занимаемся своим делом?
Конфликт обоюдоострое оружие, которое также может причинить огромный вред. Испортить отношения на работе, снизить пресловутую эффективность труда, да и просто – вымотать всем нервы.
На этот счет мне понравилась фраза в тренинге для руководителей А.Харитона:
– Чем отличаются 20 пауков в одной банке от 20 сотрудников в одном отделе?
– Пауки могут съесть друг друга, но банка останется цела, а сотрудники сами останутся целы, но могут разнести вдребезги не только отдел, но и всю компанию.
Чем обернется конфликт в каждой конкретной ситуации? Зависит от того, кто им управляет или не управляет. Да, я хочу снова сказать, что это ответственность руководителя.
Теоретики и практики управления конфликтами различают все способы управления конфликтной ситуацией на две категории: структурные и межличностные. Как понятно из названия, категории указывают на корни конфликта.
Простые правила для решения структурных/организационных конфликтов
* Требуйте понятного! Сотрудники должны четко понимать каких результатов от них ждут, чем они могут располагать для достижения целей, кто и за что отвечает в различных ситуациях. (Какие ошибки можно сделать при постановке целей – это отдельный блок, который подробно рассматривается в тренинге)
* Все в проект! Ставьте задачи, требующие проектного подхода. Чем чаще для решения той или иной задачи потребуется вовлечение в командную работу сотрудников разных отделов/структур, тем эффективней будет их взаимодействие. Это настоящее командообразование в отличие от веревочных курсов и корпоративных попоек.
* Возьмите мишень побольше! Чаще говорите о целях компании, а не конкретного подразделения. В конце концов все отделы должны работать на конечную цель бизнеса в целом. Пусть цели компании станут неизбежным фильтром при принятии решений и при их обсуждении.
* Бейте рублем и не скупитесь на пряники! Необходимо поощрять вклад сотрудников в улучшение межфункциональных и межструктурных задач. Тот, кто подходит к решению задач в компании комплексно, должен быть соответствующе поощрен. Неконструктивные группы не должны поощряться. Все просто.
Что делать с межличностными конфликтами
Есть пять основных стилей разрешения конфликта:
1. Уклонение от конфликтных ситуаций и часто от развития
2. Сглаживание проблемы, что по сути является ее утаиванием
3. Авторитарное принуждение к своей точке зрения, что убьет инициативу и вызовет скрытое возмущение
4. Компромисс – часто мешает разобраться в сути проблемы и не приводит к ее решению
5. Искреннее решение проблемы с принятием расхождения во взглядах, как неизбежного результата того, что у всех людей есть разные точки зрения
О чем стоить помнить?
Если у вас в коллективе нет конфликтов – либо вы задавили проявление мыслей, отличных от ваших. Либо пора пустить в коллектив новую кровь с новыми идеями. Возможно пора по-новому и всерьез задуматься о развитии. Кто-то расслабился и погряз в текучке.
Если конфликты раздирают ваш коллектив, то пришло время задуматься о развитии собственных коммуникационных навыков. Хорошая идея выполнять руководящую работу в полном объеме, а не занимать должность. Если не хватает инструментов для направления конфликтов в конструктивное русло, то время готовиться к созданию подразделения с нуля. Опять.
Конфликт – это всего лишь отстаивание своей точки зрения, которая отличается от позиции оппонента. Это также может быть всего лишь одной из граней серьезного рабочего процесса и средством выжигания слабых решений.
Но конфликт всегда должен быть управляемым. Явно или нет. Вы всегда должны знать в какой стадии конфликт и к чему он ведет. И если он не ведет к решению задач бизнеса...
Ответ вы уже знаете.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Психология
- →
- Простые истины о конфликтах
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат