В традиционном понимании любой компании маркетинговый инструментарий воспринимается как набор неких обязательных компонентов. Чаще всего - это традиционный "маркетинг-микс", изложенный в большинстве учебников и пособий. Несколько реже встречается на наших просторах реализация инновационных инструментов, базирующихся на опыте отечественных и зарубежных компаний в области веб 2.0-коммуникаций.

Но сегодня мы поговорим с вами о вспомогательном информационном инструменте, который можно назвать "маркетингом при помощи путешествий".

Многие бренд-менеджеры, "топы", маркетологи достаточно много времени проводят в командировках, посещают конференции и семинары. Но об этом мало кто знает вне стен их компании. Как правило, информация о том, что компания посетила определенное мероприятие или выставку, становится известна после ивента самим сотрудникам, а также узкому кругу коллег, партнеров, иногда - обозревателей, которые работают в вашей отрасли. А ведь из каждой поездки можно извлечь не только выгодное представление своего бренда в рамках тематического мероприятия. И вот тут подобная "закрытость" информации не всегда на пользу активным и пассивным продажам. Еще не упомянул, что вы можете "продавать", даже отдыхая или общаясь в рамках конференции или семинара? Тогда самое время перейти к этому.

Топ-менеджер, маркетолог, пиарщик компании без блога в наше время смотрятся несколько странно. И именно их блог может стать тем "местом", где будет осуществляться маркетинговое продвижение при помощи... путешествий. Да, вы не ослышались: то, что вы видели, где побывали, в чем участвовали, способно "продать" ваши услуги и ваш бренд новым группам клиентов. Ведь даже в В2В-секторе компаниями руководят люди. И этим людям интересны не только цифры в ваших квартальных отчетах и количество реализованных проектов. Продвигайте то, в чем вы участвуете.

Если вы принадлежите к команде, которая хочет продвигать свой продукт постоянно, привлекать новые компании и новые группы клиентов, вам стоит завести блог, целиком или частично посвященный тем выездным активностям, которые связаны с вашей бизнес-деятельностью.

Предполагаемые жанры для такого блога:

1. Фотозаметки и фото-отчеты с мероприятий и конференций. Люди - даже самые высокопоставленные директора и собственники - в большинстве своем "визуалы". Дайте им возможность не вчитываться в длинные текстовые отчеты, а увидеть атмосферу мероприятия своими глазами.

2. Короткие отчеты. Отлично дополнят вашими словесными впечатлениями и замечаниями фото-галереи и фоторепортажи, сделанные вами или вашими сотрудниками в ходе профильных мероприятий, семинаров или выставок.

3. Впечатления путешественника. Поездки за границу - это не только "семинар ради семинара" или "выставка 24 часа в сутки". Вы наверняка заметите разницу в культуре, менталитете, традициях, этикете. А еще скажется разница в поведении местных жителей, представителей бизнеса, чиновников, административных служб, инфраструктуры HoReCa. Изложенные в блоге, ваши путевые заметки могут стать еще одним "шагом" на встречу новым клиентам, которым также станет интересно ваше мнение.

4. Наблюдения за культурой, субкультурами, традициями, особенностями делового этикета. Сформулированные в корректной форме, даже наблюдения за различиями в деловой этике, культуре потребления алкоголя, организации неформальной части официальных мероприятий могут стать консолидирующими факторами. Вашим зарубежным коллегам и партнерам наверняка будет интересно, понравилось ли вам само мероприятие, какие впечатления оно у вас оставило. Компания, которая может устами руководящих сотрудников сформулировать различия и общие моменты в деловом и неформальном общении, традициях, культуре всегда на порядок привлекательнее и для своих зарубежных партнеров, и для потенциальных клиентов.

Более открытое общение, иллюстрирование мест, де вы бываете или побывали, обмен впечатлениями и наблюдениями - все это и входит в "маркетинг при помощи путешествий". реализация подобного блога позволит вашей компании выйти на новый уровень коммуникации. Фактически, через такие блоги происходит становление компании как сильного бренда, состоящего из ряда "персональных брендов": личностей, чье мнение, впечатления, поездки - это яркие события, которыми есть смысл поделиться. Клиенты увидят, что вы не просто целыми днями просиживаете в офисе или читаете дайджесты мероприятий, периодически отправляя туда пару человек "для галочки". Через географию деловых поездок, обзоры выставок и фото-отчеты о них можно осуществлять позиционирование своей открытости для новых рынков, новых потенциальных партнеров в других странах, где вы регулярно посещаете мероприятия и выставки. Также такой "маркетинг через путешествия" позволит вашей компании от декларирования политики открытости и готовности к новым проектам перейти к конкретным действиям. Тот, кто много видит, многое замечает и не боится делиться этим с окружающим миром, настоящий путешественник и в каком-то смысле "первооткрыватель" - тот может стать достойным деловым партнером.

И напоследок, приведу краткий перечень требований к блогам "бизнес-путешественников":

1. Ответственность за свои слова и регулярность обновлений. Людям неинтересно, если вы пишете 2 раза в год о выставках огромные отчеты с кучей фотографий, а остальное время сидите у себя в офисе. Лучше, если вы хотя бы раз в месяц можете что-то показать и рассказать о том, где побывали сами или с командой сотрудников.

2. Политкорректность в суждениях и соблюдение общечеловеческой этики. Даже самые странные и забавные (с нашей точки зрения) события, традиции и ритуалы не могут быть объектом осуждения или критики. Ведь "в чужой монастырь со своим уставом" ходить не заведено.

3. Грамотность и личный стиль. Грамотное и непринужденное изложение любых впечатлений - неизменный "плюс" для любого рассказчика. И старайтесь избегать скучного официального языка в описаниях. Вы же не пресс-релиз пишете или доклад для научной конференции.

4. Отделение официальной позиции от личной. Если вы в блоге излагаете какие-либо впечатления от личной поездки или заметки о том, что происходило в рамках неформальной части мероприятия, не забудьте упомянуть в примечаниях к заметке, что это мнение не является отражением официальной позиции компании. Так вы "не нарветесь" на бизнес-скандал.

5. Готовьте "вкусный" контент. Яркие фото, неожиданные ракурсы, рассказы об интересных деталях с мероприятия, о тех моментах докладов и презентаций, которые не попадут в отчеты, но могут быть полезны вашим клиентам и партнерам - это основная задача "менеджера в дороге".

6. Вовлекайте читателей в происходящее. Пусть те, кто будут читать блог такого "делового путешественника", будут непосредственными участниками. Для этого полезно периодически проводить конкурсы или обмен мнениями с другими участниками мероприятий или просто читателями такого блога.

7. Не забывайте о микроформатах и возможностях современного онлайн-интерактива. Кнопки отправки в блог, в Твиттер, в популярные социальные сети, разметка при помощи тэгов, вставка коротких ссылок и формы опросов - все это также поможет вам "достучаться" до максимального числа потенциальных потребителей ваших товаров или услуг.

Александр Мельник