Не секрет, что расширение торговых сетей в России происходило довольно своеобразным путем. Множество свежеиспеченных марок предлагали всем желающим приобрести франшизу очередного «известного модного бренда». По идее, франчайзинг предполагает не только передачу права пользования маркой, но и использование отработанных технологий и поддержку со стороны франчайзера. Но в нашем случае наработка технологий в большинстве случаев шла по ходу дела. В качестве компенсации потенциальные франчайзи почти повсеместно получали преимущество в виде отсутствия роялти и паушальных взносов.

Так создавались многочисленные торговые сети, как крупные, так и не очень. Безусловно, для франчайзеров это был оптимальный и, что важно, наиболее оперативный способ расширения своего присутствия на рынке. А для франчайзи?

Для многих компаний кризис стал лакмусовой бумажкой, выявившей многочисленные проблемы в области партнерских взаимоотношений. Повышение арендных платежей и падение спроса в первую очередь ударило именно по франчайзи. Получили ли они какую-нибудь поддержку от своих старших партнеров? Может быть, дополнительное обучение? Или консультации по особенностям ведения бизнеса период кризиса? Или дополнительные скидки? По моим сведениям - нет. Более того, большинство фирм ужесточает финансовые условия, а рекламную активность сворачивает. За что же тогда платит франчайзи? Консалтинговой поддержки нет, известный бренд без рекламы превращается в рядового поставщика.

Не менее важно, что девелоперы при корректировке арендных ставок тоже ориентируются на степень раскрученности бренда. Якорным арендаторам всегда будут предлагаться наилучшие условия. А если бренд, по мнению владельцев ТЦ, неизвестен – страдают франчайзи, а не владельцы бренда, несущие за это непосредственную ответственность.

Показательно, что при ухудшении ситуации все операторы рынка дружно озаботились снижением издержек, но пока процесс идет как-то однобоко: у всех на устах сокращения штатов и арендной платы. Но лишь немногие задумываются об общем повышении эффективности бизнеса, рассматривают такие резервы, как оптимизация ассортимента и изменение позиционирования. Ведь уже сейчас можно с уверенностью сказать, что первыми жертвами кризиса станут бесконечные клоны однотипных «брендиков», каковых немало расплодилось по всей стране.

Тем не менее, если кризис будет затяжным, одно лишь снижение арендных платежей не спасет. Как ни банально это звучит, но в условиях падения спроса потребитель из нескольких марок будет выбирать одну, наиболее известную и привлекательную. Да и разрыв взаимоотношений с партнерами никому не поможет – товар-то по-прежнему надо продавать! Некоторые специалисты рекомендуют выкупать торговые площади у неэффективных франчайзи, но кто может это себе позволить? Не секрет, что часто магазины, особенно в столицах, играют в индустрии моды скорее рекламную роль.

Если же и есть франчайзеры, предлагающие дополнительные меры по поддержке франчайзи –почему-то они надежно скрывают этот факт. Хотя, объявив всенародно об этих мерах, они могли бы повысить репутацию бренда, а может быть, и переманить к себе новых партнеров.

Для владельцев брендов наступило время, во-первых, трезво посмотреть в глаза реальности и оценить, насколько известен и уникален их бренд, во-вторых, срочно задуматься о том, какую поддержку марка может оказать своим франчайзи. И вовсе не обязательно это должно быть материальное стимулирование – франчайзер отвечает в первую очередь за привлекательность бренда и наличие ноу-хау. В-третьих – если специальная программа в компании есть – самое время поделиться ей с общественностью.

Пикалова Дарья