Один из признанных экспертов в области оптимизации интернет-ресурсов и просто адекватный прогнозист по ситуации в рунете ответил на вопросы портала e-xecutive. Игорь Ашманов рассказывает об интернет-стартапах, бизнес-проектах в интернете и – как же без этого! – о том, затронет ли кризисная ситуация российский интернет.

- Каким вам видится ситуация со стартапами? В частности, что вы думаете о привлечении инвестиций в такие проекты?

Поскольку у меня есть несколько своих стартапов, я имею опыт общения с инвесторами и продолжаю общаться с ними. Они говорят: «Мы инвестируем всегда, у нас есть fast track (то есть быстрое принятие решений и быстрое инвестирование небольших сумм), тащи сюда свой проект и все остальные, которые к тебе обращаются!». На самом же деле с весны большинство знакомых мне инвесторов не проинвестировали практически ни одного проекта. Реально все это только разговоры – они боятся вкладывать уже с весны.

Нужно также понимать, что венчурные капиталисты в среднем не хотят вкладываться в стартапы, что бы они там ни говорили. Венчурные инвесторы работают примерно по схеме «4-4-2», их устраивает, если из 10 проинвестированных проектов 4 проекта умерли, 4 болтаются около нулевой доходности, а 2 – выстрелили. Они хотят, чтобы стоимость проекта выросла раз в 30-40 (а лучше – в 100 или в 1000 раз) за 5-7 лет, а ресурсов для плотного управления таким количеством проектов у них нет. По сути деньги выдает некий фонд, через управляющую компанию. При этом управляющая компания получает примерно 2% от объема инвестиций проекта на свои текущие расходы и 20% от будущей прибыли. Это не такие большие деньги, их не хватит на большой штат, поэтому управлять стартапами, вести их за ухо по жизни венчурные фонды не могут, им выгоднее вкладываться в проекты побольше и постарше, уже доказавшие состоятельность своей бизнес-модели, с работающим бизнесом, с доходами, с командой. С проектами, для которых достаточно раз в квартал посмотреть Excel-таблицу доходов и расходов на совете директоров. Поэтому покупают работающие проекты, с выручкой и продуктом.

Если у вас есть растущая перспективная компания и есть уже выручка в миллион долларов в год, вы найдете инвестора легко; если в 10 миллионов – совсем легко, а если в 100 миллионов и у вас хороший рост – инвесторы будут звонить каждый день. А вот если у вас отличная идея, прототип сервиса и пара человек команды, и нет пока ни аудитории, ни продаж – деньги найти будет трудно.

То есть для стартапа нужны другие инвесторы – непрофессиональные инвесторы-ангелы, которые берутся из другого источника: как говорят по-английски, «три эф»: FFF – family, friends, fools. Те, кто не вымотает кишки за бизнес-план, где расписаны продажи в штуках с точностью до единиц и расходы на офисную бумагу в мае через 3 года, кто не возьмет слишком большую долю и так далее. Но проблем с ними будет больше, потому что с большой вероятностью для них ваш проект будет тоже первым, и все ошибки вы будете делать вместе. Венчурный инвестор готов платить сильно больше за долю, но входить в проект не на стадии запуска, а уже на стадии роста. Помочь на стадии запуска может также инкубатор – но они сейчас закрываются, им самим закрывают финансирование из-за кризиса.

- Вы даете своим клиентам какие-либо гарантии?

Мы не даем гарантий. Потому что их нельзя давать. Если вы посмотрите в договора оптимизаторов, которые их дают, вы увидите, что там прописаны запросы и их наличие в десятке. Оптимизатор при этом составляет семантическое ядро сам. Он берет низкочастотные запросы и выводит их в топ. В результате гарантии выполняются, но в топе у вас низкочастотные запросы. В чем состоит гарантия? Даже при покупке холодильника гарантия не в том, что он не сломается, а в том, что вам его починят, если он сломается. Нельзя гарантировать первое место в Яндексе. Такие гарантии – лишь маркетинговый инструмент.

- Как на вашу компанию влияет кризис?

Обычно у нас есть 120-130 клиентов в месяц. В октябре ушли 14 из них - 6 ушли совсем, а остальные остались в режиме летаргии с поддерживающими небольшими бюджетами, чтобы вернуться в январе со своими рекламными бюджетами. Пришли 9 новых клиентов. Однако в октябре мы заработали все равно больше, чем в предыдущем месяце. Что будет в январе-феврале-марте – не знаю. У меня такое впечатление, что страна не может жить в ужасе полгода, лежать на полу и плакать. Думаю, что в марте-апреле от слова «кризис» всех уже будет тошнить, и все займутся делом. Пойдут кредиты, вернется доверие и так далее.