Налоговики отказываются от «низкоэффективных» проверок: есть ли повод для радости?

Недавно стало известно о появлении в УФНС России по г. Москве засекреченного Приказа от 1 сентября 2008 г. № 409 (далее - Приказ), которым был утвержден Регламент рабочей группы по анализу материалов выездных налоговых проверок (далее - Регламент). Данный документ предусматривает создание в рамках УФНС России по г. Москве специального структурного подразделения, которое должно будет следить за поддержанием высокой результативности проводимых московскими инспекциями выездных проверок. Как сказано в тексте самого Приказа, цель создания данного подразделения – повышение эффективности мероприятий налогового контроля, исключение случаев безрезультативных и низкоэффективных проверок и т. д.

Судя по всему, к основным целям создания Регламента необходимо также отнести борьбу с коррупцией в рядах налоговиков, а также увеличение уровня доходов государства за счет очередного удара по потенциальным неплательщикам налогов. При этом имеются все основания полагать, что момент появления Регламента отнюдь не случаен: в условиях мирового финансового кризиса и резкого падения цен на нефть государству необходимо «поскрести по сусекам».

Как следствие – из текста самого Приказа следует, что борьба с низкорезультативными выездными проверками начинается уже в IV квартале 2008 г.

Итак, согласно предписаниям Приказа из представителей различных отделов московского УФНС формируется специализированная Рабочая группа по анализу материалов выездных налоговых проверок (далее – Рабочая группа), и ее основная задача заключается в том, чтобы давать территориальным налоговым инспекциям, проводящим проверки, рекомендации по увеличению их результативности. Подобные замечания и предложения предоставляются экспертами-налоговиками из Рабочей группы еще до окончания проведения выездной проверки, чтобы они в обязательном порядке были учтены инспекторами при составлении акта проверки и вынесения решения по ее результатам.

При этом Приказ устанавливает, что в ряде случаев рассмотрение Рабочей группой материалов выездной проверки будет являться обязательным. Это, в частности, относится к проверкам, проводимым в отношении крупнейших налогоплательщиков, а также налогоплательщиков, у которых объем доходов составляет свыше 100 млн. рублей, либо, наоборот, доход очень незначительный.

Но самое главное, при ознакомлении с текстом Регламента нельзя не заметить, что список налогоплательщиков, размеры налоговых доначислений в отношении которых должны будут перепроверяться, формировался московскими налоговиками с использованием уже давно утвержденного приказом ФНС России перечня из 109 признаков недобросовестности налогоплательщиков. Также очевидно, что в этих целях были также задействованы критерии отбора кандидатов на выездные проверки, утвержденные ФНС России. Так, например, в соответствии с Регламентом Рабочая группа должна будет рассматривать материалы выездных проверок, проводимых в отношении следующих налогоплательщиков:

- участников налоговых схем;

- чья деятельность является убыточной или нерентабельной;

- у которых наблюдается понижение объема налоговых отчислений;

- заявляющих большие размеры налоговых вычетов;

- выплачивающих зарплату ниже среднеотраслевого уровня и т. д.

В целях разрешения вопроса об обязательном привлечении Рабочей группы к рассмотрению материалов проверки особую роль играют также критерии, которые характеризуют суммовую результативность данной проверки. Так, с одной стороны, привлечение Рабочей группы обязательно, если сумма доначислений или уменьшений (возмещаемого НДС или налога на прибыль, условно рассчитанного от суммы уменьшаемых расходов) составит свыше 50 млн. рублей. С другой стороны – рассмотрение материалов проверки Рабочей группой также становится обязательным, если проверка является «низкорезультативной», то есть, по итогам которой предполагаются доначисления на сумму менее 1 млн. руб. (100 тыс. руб. применительно к проверкам «упрощенцев» и «вмененщиков», а также проверкам при ликвидации организации).

То есть, налицо ничем не прикрытое стремление налоговиков к стандартизации размеров доначислений по результатам каждой выездной проверки. Такой подход к вопросу о доначислении налогов заставляет серьезно задуматься: неужели налоговики всерьез полагают, что, любая подобранная ими кандидатура объекта выездной налоговой проверки имеет задолженность перед бюджетом на сумму не менее 1 млн. руб. (и уж точно не меньше 100 тыс. рублей)?!

Надо сказать, что просочившаяся информация о секретном Приказе УФНС по г. Москве всколыхнула общественность: уже зазвучали просьбы отменить несправедливый документ, который игнорирует презумпцию добросовестности налогоплательщика. Принесут ли эти призывы результат? Вряд ли – давайте вспомним об аналогичной ситуации со списком из 109 признаками недобросовестности, который произвел фурор вообще по всей России, но при этом на попятную налоговики не пошли.

Все дело в том, что порядок осуществления налогового контроля – это внутреннее дело самих налоговиков, и поэтому мало кто в состоянии указывать им, какие структурные подразделения создавать и по какому признаку отбирать кандидатов на наиболее тщательные многоступенчатые проверки. Как результат приходится констатировать, что для бизнеса появление новой ступени контроля, основная задача которой заключается в том, чтобы доначислить как можно больше налогов, будет связана со множеством дополнительных издержек.

Что ж, московским налогоплательщикам остается лишь уповать на то, что в условиях мирового финансового кризиса власти все-таки «смилостивятся» над ними и отменят злосчастный Приказ, а налогоплательщикам из всей остальной России – на то, что их региональные Управления ФНС не станут перенимать опыт московских коллег, который, что ни говори, наверняка, станет успешным с точки зрения объема собранных налогов.

Если Вас обвиняют в наличии налоговых схем, обращайтесь в Консалтинговую группу «Экон-Профи» и Вы получите достойного защитника. Еще лучше – провести проверку на наличие признаков схем до того момента, когда грянет гром. Воспользуйтесь необычной услугой: узнайте, что творится в вашей фирме, до того, как этим заинтересуются инспекторы.