Ровно три года назад вступил в силу новый «Закон о полиции», и реформа МВД, о необходимости которой не говорили предыдущие два года разве что из утюгов и электрочайников, стартовала. Нам все время твердили, что изменение структуры должно повлечь за собой системные изменения, а потому, дескать, не стоит ожидать конкретных результатов через полгода или года. И вообще, это процесс, как говорил тогдашний глава МВД Рашид Нургалиев. Но 3 года, наверное, достаточный срок, чтобы понять, процесс удался или нет. Или хотя бы решить, пошел ли он в нужном направлении. Попробуем?

ТЕ ЖЕ НОСКИ ПЕРЕОБУЛИ С ОДНОЙ НОГИ НА ДРУГУЮ

А поможет в итогах нам разобраться человек, который глубоко знает проблемы МВД, журналист, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

- Реформы как таковой не состоялось. Она ограничилась сугубо косметическими изменениями, которые не затронули суть. Те задачи, которые изначально ставились президентом как ориентиры, эти цели де-факто не выполнены. Кратко напомню, что это за цели. Это, во-первых, избавление от несвойственных функций, оптимизация деятельности структуры, усиление, улучшение профессиональной составляющей, восстановление доверия населения. Практически ни по одному из этих постулатов кардинальных изменений не произошло.

Это было все равно, что переодевать грязный носок с левой ноги на правую и наоборот. В результате сокращению личного состава в первую очередь подверглись именно наиболее рабочие службы - наружные службы, патрульно-постовая, участковые, инспекторы по делам несовершеннолетних. А в структуре центрального аппарата МВД количество подразделений самостоятельных после реформы не сократилось, а, наоборот, увеличилось. На три подразделения центрального аппарата стало больше.

В результате реформы почти две тысячи самостоятельных отделений и отделов внутренних дел, расположенных в малых городах и сельской местности, были упразднены. То есть каждое третье отделение было либо закрыто, либо преобразовано в другое подразделение, где отсутствует целый ряд служб.

А в стране в итоге в целом возросла уличная преступность, и продолжает возрастать ежегодно на протяжении последних трех лет.

- Хороший вы термин употребили – переобули носок с левой ноги на правую. Так не просто переобули, а ведь еще и переодели на самом деле.

- Это один из немногих ощутимых и осязаемых результатов реформы – новая форма. Правда, и с ней связана малоприятная история. По той причине, что впоследствии выяснилось, что значительная часть закупленного форменного обмундирования нового для МВД была пошита из бракованного, некачественного китайского сырья. Контракт на общую сумму 7,5 млрд. рублей на пошив новой формы был передан фирмам-прокладкам, аффилированным с тогдашними руководителями тылового блока МВД.

Это удалось изменить лишь при новом министре, при Колокольцеве был расторгнут последний контракт, на 3 млрд. 920 млн рублей.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В МВД В ХОДЕ РЕФОРМЫ

1. Наименование. Если раньше сотрудников МВД называли милиционерами, то теперь они полицейские. Территориальные органы МВД соответственно переименовали из милиции в полицию.

Итог: Народ разразился целой серией анекдотов на тему полиции и полицаев. Самый простой: - Кто там? - Открывайте, полиция! - Идите на фиг, а то сейчас милицию позовем.

2. Численность сотрудников. В марте 2011 года она составляла 1 280 тысяч человек. В начале реформы было принято решение о сокращении личного состава на 20%. В результате количество сотрудников должно было составить 1 024 тысячи человек. Однако последние данные, которые имеются по этому вопросу, говорят о 1 106 тысячах сотрудников МВД на 1 января 2012 г.

Итог: Несмотря на заверения о сокращениях в первую очередь в штабах, реальное сокращение коснулось тех сотрудников, которые работают «на земле». Нагрузка на патрули ДПС, ППС, уголовный розыск, дознание, следствие, участковых выросла, количество секретарш и перекладывающих бумажки... впрочем, лучше тоже анекдот, чтобы охарактеризовать процесс: Приезжает Михаил Горбачев на завод, подходит к мастеру в цеху и как бы спрашивает: «А что товарищ, давайте аппарат урежем! - тогда придется змеевичок удлинять».

3. Форма. Вместо традиционной серой милицейской формы была разработана новая, темно-синяя, в которой народ сначала воспринимал сотрудников как частных охранников. За последний год, однако, полиция в новой форме стала восприниматься привычно.

Итог: Как и переименование, так и переодевание - вместе они стоили государству немалых денег, речь идет о миллиардах рублей. Но многие полицейские жалуется на некачественный материал, из которого пошита форма, равно как и на сам отшив. Получилось, опять же, как в анекдоте: если в милиции есть честные сотрудники, то почему бы им тогда не выдать форму другого цвета, чтобы хоть как-то можно было их различать.

4. Функции. МВД перестало выполнять, как несвойственные ему три незначительные функции, в том числе, отстрел бродячих животных.

Итог - снова грустный (по сути) анекдот: квартиру, открывает женщина. Он: «Снимай трусы! - прямо здесь что ли, в прихожей? - да нет, дура, на балконе которые, а то через две минуты делегация по улице поедет».

5. Зарплата. Сотрудники стали получать общую зарплаты (должностные оклады, надбавки и т.д.) в несколько раз больше, чем раньше, но это повышение было в значительной степени нивелировано лишением ряда льгот, в ом числе транспортных, бесплатного проезда семьи к месту отдыха в отпуск и т.п.

Итог: смотри анекдот из пункта 2.

ВПЕРЕДИ - КРУТОЙ ПОВОРОТ?

- Александр Евсеевич, я вижу, что первоначальный ажиотаж реформы среди самих сотрудников МВД сменился полным равнодушием...

- Сотрудники, как никто другой, понимают всю подноготную проведенной реформы и не испытывают никаких иллюзий. То есть получается сегодня довольно абсурдная ситуация. С одной стороны, новое руководство признает, что целый ряд ранее принятых решений было ошибочным (сокращения в сельской сети, массовое сокращение наружных служб, изменение транспортной полиции), но каких-либо дальнейших шагов не происходит. С другой, признанное сегодня руководством неэффективным решение тоже, к сожалению, не отменено. Я имею в виду саму структуру построения сегодня подразделений. Была разделена должность начальника полиции и начальника органов. И получается, сегодня начальник органов по МВД по области или районного отдела, у него есть заместитель – он же начальник полиции. Пример приведу: журналисты очень часто пишут, что, условно, начальник полиции Москвы Якунин. А ведь он не начальник полиции Москвы, он начальник ГУ МВД. Начальник полиции – это Баранов. Получилось, что на полицию как на основную составляющую в системе МВД, возложено примерно 80% всех текущих задач. И сегодня у начальника органа есть зам, он начальник полиции, есть еще два зама. Так вот, на зама, который начальник полиции, сегодня возложено 80% всего объема работы. То есть в принципе у них вся работа сегодня сводится к тому, чтобы подписывать только бумаги.

- Как на ситуацию повлиял приход Колокольцева на министерский пост?

- Конечно, с приходом нового министра Владимира Колокольцева наметились определенные изменения. В первую очередь они связаны с ужесточением дисциплины, с введением принципа ответственности руководителей за действия подчиненных и неотвратимости наказания. Я это поддерживаю, это правильно, но это не является каким-либо системным изменением, потому что там реагирование наступает тогда, когда информация о нарушении становится достоянием общества.

- То есть уже по факту совершения преступления или нарушения?

- Совершенно точно. К тому же, если посмотреть на цифры, основной упор сделан на ответственность за вождение машин в нетрезвом состоянии. То есть больше всего по статистике у нас наказывают и начальников, и сотрудников именно за это, за пьяную езду, тогда как очевидно, что это, наверное, не самый большой грех у сотрудников полиции

Те же «оборотни в погонах» не только никуда не делись, они, как мы видим из последних событий, продолжили свое поступательное движение наверх. Более того, взятый неделю назад под стражу высокопоставленный сотрудник МВД Алексей Боднар, если бы его сейчас не задержали, не арестовали, то он бы, вполне возможно, в ближайшее время стал бы начальником управления по экономической безопасности ГУ МВД Московской области. А это у нас третий по величине субъект в стране

- А ведь была переаттестация...

- Переаттестация как таковая, проводившаяся в бытность министром Рашида Нургалиева, представляла собой чистейшую профанацию. В период за 1,5 месяца было переаттестовано 875 тысяч личного состава. Если просто элементарно разделить арифметически, то получится, что в среднем, без разницы, выходные или праздники, в день переаттестацию проходили 20 тысяч человек. Каждый час – 810 сотрудников они переаттестовывали, включая ночное время. По 13,5 сотрудника в минуту. Понятно, что это абсурд. И все рассказы руководства МВД о том, что эта переаттестация будет носить характер максимально детальный, что каждого сотрудника чуть ли не проверят рентгеном, все это полная ерунда, потому как цифры говорят за себя.

- Тогда что, ждем новую реформу МВД?

- Я считаю, что необходимо начинать следующий этап. И в прошлом году, в частности, мы с коллегами в рамках работы расширенной рабочей группы при министре внутренних дел по дальнейшему реформированию подготовили «дорожную карту», которую министру передали. Где прописали целый ряд предложений и по структурным изменениям, и по изменениям задач, методов работы, подходов и т.д. То есть попытки переосмысления, безусловно, продолжаются и делаются. Вопрос лишь в том, что за этим переосмыслением должны наступать конкретные шаги и действия.

Взгляд с 6-го этажа

Три кита, на которые Колокольцев поставил МВД

Александр ГРИШИН

На самом деле с реформой МВД все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Во-первых мы отошли от того края, когда достаточно значительная часть населения стала воспринимать милицию чуть ли не как главную опасность, в том числе и из-за информационной атаки посредством обилия публикаций и телевизионных сюжетов. Вспомним, тогда многие кричали, что милиция уже хуже, чем бандиты, и им начинали верить.

Сейчас та буря в стакане воды успокоилась. Частично из-за того, что реформа все же пошла, и на какое-то время призрак аттестации остановил беспредельщиков в погонах. А потом на пост главы МВД пришел Колокольцев. Плоть от плоти правоохранительных органов, кровь от крови, кость от кости. Профессионал, прошедший путь от комвзвода ППС до министра, пользующийся заслуженным авторитетом в среде профессионалов.

Наследство ему досталось такое, которому никто не позавидует, от которого хочется бежать. Гигантская деморализованная, дезориентированная структура, находящаяся в стадии полураспада. И оказалось, что даже при всей ущербности реформы структуру можно оживить и даже в какой-то степени воскресить для более-менее нормальной работы. Жесткость, дисциплина, ответственность - опираясь на этих трех китов, Колокольцев смог реанимировать МВД.

Сейчас можно действительно говорить о следующих стадиях реформы. Можно сетовать на медлительность нынешнего руководства. Но она гораздо лучше торопливости и «слушаю-чего изволите» прежнего. Каждый шаг должен быть продуман, чтобы не наломать дров. И в успех нового реформирования МВД теперь верится больше.