С 1 декабря по закону россияне получили долгожданную возможность смены сотового оператора с сохранением номера. Для того чтобы воспользоваться этой возможностью на практике, придется подождать еще несколько месяцев. CNews собрал всю информацию о том, как будет происходить процесс смены оператора, каким образом будут взаимодействовать друг с другом участники рынка и какие проблемы остаются нерешенными.

В воскресенье, 1 декабря, в России заработает принцип переносимости сотового номера (MNP). Он позволит всем сотовым абонентам сменить своего оператора связи с сохранением текущего номера телефона. Абоненту необходимо будет прийти в офис того оператора, к которому он хочет перейти («оператор-реципиент»), и написать соответствующие заявления.

Все дальнейшие действия будет совершать именно этот оператор связи. К «оператору-донору», то есть компании, от которой абонент уходит, обращаться не придется. За возможность перехода «оператор-реципиент» может взимать с абонента плату в размере до 100 руб. Пока известно, что такую плату будут брать «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») – соответствующее объявление уже проскочило на его сайте, а также СМАРТС и «Ростелеком». Остальные операторы своими планами по цене не делятся.

Обеспечить переключение номера «оператор-реципиент» обязан в течение 8 дней. Правда, буквально сегодня правительство сделало некоторое послабление, позволяющие «реципиентам» отложить прием абонентов вплоть до 15 апреля 2014 г. После 7 апреля срок перехода не должен будет превышать 8 дней. Кроме того, с 1 марта для «операторов-доноров», которые не смогут распрощаться с абонентами в срок, вводится наказание: они должны будут обслуживать таких абонентов бесплатно вплоть до их перехода в желаемую компанию.

Все операторы говорят о собственной готовности к MNP, но дружно жалуются на тот факт, что нормативно-правовые акты, регламентирующие работу MNP, были разработаны в последний момент. Из-за этого могут быть проблемы с обслуживанием абонентов, воспользовавшихся возможностью смены оператора, особенно в части дополнительных услуг.

«Ростелеком» прямо признал, что прием абонентов от других операторов он сможет обеспечить лишь с 1 марта 2014 г. В МТС рекомендовали абонентам не спешить менять оператора и подождать, пока механизм будет оттестирован. Замминистра связи Дмитрий Алхазов также признал, что в России MNP запускается в рекордно короткие сроки, и призвал абонентов отложить смену оператора на 2014 г.

«Ядро» системы MNP – это реестр перенесенных номеров, из которого оператор связи может узнать, какая компания обслуживает тот или иной номер. Поддержкой реестра занимается государственный Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС), на который данные обязанности возложили только в октябре. ЦНИИС будет получать от «операторов-реципиентов» по 100 руб. за каждый перенос номера. Если этих средств не хватит на содержание реестра, будет задействован Реестр универсального обслуживания.

Пока же остаются неотработанными все технические аспекты взаимодействия. Так, между сотовыми операторами и ЦНИИС должно быть организовано VPN-соединение. Но в одном из федеральных сотовых операторов признались, что до сих пор не имеют такого подключения. ЦНИИС предложил осуществить подключение через «Ростелеком», на площадках которого расположены сервера института, но данный оператор хочет осуществить прямое подключение.

Другая проблема – отсутствие у ЦНИИС разрешений на работы с шифровальными данным, из-за чего институт не может работать с персональными данными и обрабатывает всю информацию в обезличенном виде. Впрочем, в Россвязи, курирующей работу ЦНИИС, говорят, что вопрос с данными разрешениями решается, а подключение к реестру всех сотовых операторов будет обеспечено после 1 декабря.

Как переключат абонентов: ежедневная хроника

Процесс переключения абонента от одного сотового оператора к другому будет выглядеть следующим образом. Абонент подает заявление «оператору-реципиенту», у которого есть сутки на передачу данных в ЦНИИС. В случае если заявление написали в удаленном офисе, не подключенном к интернету, данные будут передаваться вручную. После подачи заявления абоненту будет выдана новая SIM-карта.

После передачи данных в ЦНИИС абонента проверят на наличие задолженности перед «оператором-донором». Если такая задолженность существует, то на третий день с момента подачи заявления, в период с 12:00 до 16:00, «оператор-реципиент» должен будет проинформировать абонента об этом с помощью SMS и предоставить возможность погасить задолженность до 24:00 пятого дня. Не погасив задолженность, уйти к другому оператору связи не удастся.

Если с задолженностью проблем нет, в ход идет следующий этап: проверка паспортных данных и корректности заполнения договора. О результатах проверки абонент будет проинформирован путем SMS на шестой день с 09:00 до 12:00.

По словам источника в одном из федеральных сотовых операторов, всего существует 10 кодов ошибок, по которым ЦНИИС может отказать в перенесении номера. Операторам пока известно значение только 4 из них. Также остается непонятным, что делать в случае, если перенесение номера станет невозможным из-за проблем с самой базой.

На седьмой день будет осуществлено внесение изменений в базу данных ЦНИИС. На восьмой день, в период с 19:00 до 21:00, абонент получит SMS-напоминание о том, что после 2 часов следующей ночи ему следует заменить SIM-карту. В этот период абонент на некоторое время останется без связи. Если абоненту не понравится у нового оператора, он сможет вновь перейти на обслуживание в другую компанию спустя 70 дней.

Взаимодействие операторов

Когда абонент сменит сотового оператора, возникнет другая проблема: как оператору, с сети которого звонят этому абоненту, определить, в какую сеть направлять звонок? Для этого сотовые операторы должны будут работать по принципу All calls query: им следует хранить и обновлять у себя реплику базы данных ЦНИИС и обращаться к ней при каждом звонке для его маршрутизации.

Для работы по данной схеме операторы закупили специальные SRF-систем, которые передают необходимые сигналы и таким образом позволяют правильно маршрутизировать вызов. Также потребовалась модернизация BSS-систем, обеспечивающих поддержку операций (включают в себя биллинг и CRM-систему с информацией об абонентах).

Еще сложнее обстоит ситуация, когда звонок абоненту, воспользовавшемуся MNP, придет не от сотового оператора. Например, вызов могут совершить из сети фиксированной связи, оператор которой не установил SFR-систему, или от зарубежного оператора или роуминг-партнера, который вообще не в курсе российских особенностей MNP.

В этой связи сотовым операторам разрешили заняться пропуском трафика от других сетей (соответствующие поправки правительство приняло на этой недели). При вышеописанной схеме звонок пойдет к «оператору-донору», который определит, в какой сети сейчас обслуживается данный абонент, и перенаправит туда вызов. После этого «оператор-донор» выставит счет за пропуск трафика оператору, инициировавшему вызов.

Пока данные межоператорские тарифы никак не регулируются. В прошлом году компания МТТ, которая начинала свой бизнес с пропуска дальнего трафика сотовых операторов, предлагала назначить ее транзитным операторов. Это бы избавило остальных операторов от необходимости модернизировать свои сети, а также не позволило бы «большой тройке» сговориться и установить заградительные межсетевые тарифы.

Сама «большая тройка» выступила против транзитного оператора, и эта идея не была реализована. Алхазов говорит, что все вопросы межоператорского взаимодействия пока отдаются на откуп рынку, но если будет обнаружен факт сговора, Минкомсвязи совместно с ФАС вмешаются в ситуацию. В свою очередь, крупнейший оператор местной телефонной связи «Ростелеком» обещает установить на своей фиксированной сети SRF, что избавит его от необходимости пользоваться услугой по транзиту трафика.

Проблемные места

Помимо базовой возможности совершения голосовых вызовов, существует целый ряд нерешенных проблем с дополнительными возможностями сотовой связи. Так, представители сразу двух сотовых операторов говорят о возможных проблемах с роумингом. Но Алхазов уверяет, что для роуминг-партнеров не важен номер принимаемого им абонента, а потому трудностей в данной вопросе быть не должно.

Другая проблема – это платежные системы. Если абонент, сменив оператора, продолжит платить по своему старому номеру, то деньги могут пропасть. В связи с этим сотовые операторы все-таки будут выделять перешедшим к ним абонентам новый номер, и оплату услуг лучше осуществлять по нему или по номеру лицевого счета (соответствующую возможность операторы обещают добавить в ближайшее время). Однако в Россвязи сообщили, что уже порядка 40 банков и платежных систем получили тестовый доступ к базе ЦНИИС.

Проблема ожидается и с SMS-банкингом: многие банки идентифицирует пользователей по SIM-картами, и после ее смены абонентам придется информировать об этом банки. Наконец, остается нерешенным вопрос с дополнительными услугами контент-провайдеров, например, по какому номеру абоненту нужно будет осуществлять подписки на соответствующие сервисы? Известно лишь, что все подключенные контент-услуги после смены оператора будут отключены.

Отдельный вопрос – это прямые сотовые номера. Их перенести будет нельзя. Однако многим владельцам таких номеров, в частности в Москве, MNP принесет радость. Как известно, сейчас прямые номера связаны с похожими федеральными сотовыми номера. После введения в столице десятизначной нумерации ценность прямых номеров отпала, но операторы не дают отвязать прямой номер от федерального: для отказа от прямого номера сейчас приходиться менять и федеральный. После 1 декабря абоненты смогут уйти к другим операторам, отказавшись от прямого номера с сохранением федерального.