Проведенный информационным каналом Subscribe.Ru онлайн опрос более 1300 пользователей Рунета показал, что лишь 4-6% респондентов не замечают никаких нарушений своих конституционных прав и свобод, а еще 7-10% не в состоянии понять замечают ли они это или нет. Большинство же опрошенных пользователей Рунета постоянно (34%) или периодически (55%) ощущают то ли "присутствие отсутствия", то ли "отсутствие присутствия" главных плодов демократии.

Причем за прошедшее десятилетие это чувство дискомфорта лишь усилилось. Обострению этого чувства способствуют демографические различия пользователей Рунета: мужчины и лица старше 40 лет чаще других говорят о постоянном, а женщины и лица моложе 40 лет - лишь об эпизодическом нарушении своих конституционных прав и свобод. Похоже, что старшее поколение, пережив опыт несвободы, настроено более взыскательно к современному положению и отмечает малейший его рецидив.

Для молодых же "понимание приходит с опытом".

Переходя от демографии к географии, отметим, что наиболее пессимистичны в оценке соблюдения своих прав и свобод пользователи Рунета, проживающие в Южном (42% "постоянно" и 50% "иногда" сталкиваются с нарушениями прав и свобод) и Северо-Кавказском (44% и 45%), Приволжском (37% и 56%) и Центральном (35% и 50%) федеральных округах, а также в Москве (37% и 56%).

За прошедшее десятилетие ситуация с соблюдением большинства конституционных прав и свобод, по мнению опрошенных нами пользователей Рунета, лишь ухудшилась.

Наибольшие претензии касаются социально-экономических прав в части здравоохранения (+23% отметивших нарушения) и охраны окружающей среды (+17%), социального обеспечения (+10%), права на труд (+5%) и его достойную оплату (+4%), доступности жилья (+5%), образования (+4%), защиты материнства и детства (+3%), а также гражданских и политических прав на участие в делах государства посредством выборов (+11%), на собрания, проведение митингов, демонстраций, шествий (+13%), на равный доступ к государственной службе (+7%), на судебное рассмотрение дел и получение квалифицированной юридической помощи (+7%), на личную безопасность (+6%), на свободу вероисповедания (+4%), на судебное обжалование действий органов государственной власти (+4%).

Следующий вопрос касается одной из наиболее тяжелых форм нарушения прав и свобод человека и гражданина - дискриминации по тем или иным основаниям. Здесь картина представляется еще менее радостной - если в 2002 году около 30% пользователей Рунета отмечали отсутствие дискриминации в отношении себя, то в 2013 году таковых осталось лишь 10%, тогда как 15% практически ежедневно, а 63% время от времени ощущают дискриминационное отношение к себе.

Чаще других пользователей Рунета подвергаются дискриминации те, кто считает себя принадлежащим к какому-либо социальному меньшинству (среди них 22% - "постоянно" и 63% - "иногда" дискриминируются). Хотя среди пользователей Рунета идентифицируют себя с каким-либо социальным меньшинством лишь 13% в 2002 году и 14% в 2013 году (главным образом, по физическим или психическим признакам, по нетрадиционной сексуальной ориентации, по национальности и расе), многие среди них оценивают общественное отношение к данному меньшинству как "безусловно" (14%) и "скорее" (41%) отрицательное. Феномен "социального меньшинства", по-мнению участников нашего опроса, определяется следующими критериями:

1. Малочисленность социальной группы, члены которой представляются самим себе и окружающим "не такими как все", "другими", "резко отличающимися"

2. Распространение среди ее членов "нетрадиционных" взглядов на социальные, моральные и иные жизненные принципы, отсутствие поведенческих стереотипов, что ведет к конфликту с "большинством" 3. Пребывание "меньшинства" в состоянии, когда его права и свободы нарушаются и ущемляются другой социальной группой или всеми прочими группами вместе взятыми представленными также в лице государства

4. Тенденция к "клубности", вплоть до замкнутости, кастовости, установлению специфических норм регулирования отношений внутри группы, что однако не противоречит периодическим или систематическим попыткам заявить о своем существовании и правах, в том числе эпатирующими средствами

5. Противоречие между наличием определенного социального статуса (в ряде случаев подкрепленного наличием значительных денежных средств) и отсутствием легальных возможностей для представительства групповых интересов в выборных органах власти, что заставляет действовать "нелегальными" методами, вплоть до подкупа, шантажа и т.п. "Большинство" стремится рассматривать "меньшинства" как маргинальные социальные группы, приписывая им атрибуты, характеризующие низкий социальный статус.

Однако здесь намечается конфликт внутри самого "большинства", ряд представителей которого начинает усматривать в "непохожести меньшинства" - достоинства, которые "большинство" незаметно от самого себя утратило - "креативность", "способность "мыслить самостоятельно", "не быть в стаде" и т.п.

Социальное отношение между "меньшинством" и "большинством" характеризуется взаимным отчуждением большинства и меньшинства и превращением дискриминации из факта сознания в некое основание для консолидации социальных меньшинств. Однако, наиболее распространенные формы дискриминации (по полу, возрасту, социальному статусу, месту жительства, профессии), которые прослеживаются в отношении всех опрошенных ... не побуждают респондентов идентифицировать себя с "меньшинством".

И напротив, менее распространенные формы дискриминации (по сексуальной ориентации, религиозным убеждениям, национальности и расовым признакам) удобряют сегодня ту почву, на которой произрастают семена "социального меньшинства". Так доля тех, кто отождествляет себя с социальным меньшинством, составляет среди подвергающихся дискриминации из-за нетрадиционной сексуальной ориентации 67%, из-за религиозных убеждений - 32%, из-за расовой принадлежности - 30%, из-за национальности - 24%, из-за индивидуальных физических или психических особенностей - 24%.