Сейчас, когда закон о запрете чиновникам и депутатам иметь зарубежные счета и о принуждении декларировать зарубежную недвижимость уже принят, можно спокойно рассудить о том, как же он будет работать

В законе есть часть положений, которые изначально обречены, на мой взгляд, на то, чтобы стать неработающими на практике. Я имею в виду прямой запрет чиновникам и избираемым политикам иметь иностранные счета. Мне кажется, что вписавшие это положение люди либо сознательно шли на лукавство, либо не знают, как в реальности все в зарубежной жизни устроено.

Предположим, что чиновник или депутат задекларировал свою зарубежную недвижимость. Как он, не имея никакого зарубежного счета, будет оплачивать содержание этой недвижимости - счета за электричество, воду, газ и так далее? Обычной практикой обслуживания недвижимости, хозяева которой в ней постоянно не проживают, является автоматическое списание определенных сумм определенными коммунальным компаниями согласно показаниям счетчиков. Я себе с трудом представляю перевод коммунальных платежей со счета в российском банке на счет какой-нибудь водоснабжающей компании во Флориде, Черногории или Испании.

Выхода тут теоретически два. Первый: найти некое частное физическое лицо, которое будет выступать посредником в таких платежах. Российский подданный будет переводить ему деньги как частному лицу. Но при этом формально он нарушит наше законодательство, поскольку реальным основанием перевода будет перевод с целью осуществления коммунальных и иных платежей. К тому же иностранное частное лицо попадает под налоги своей страны.

Второй выход - переводить деньги на счет некоей управляющей фирмы, которая возьмет на себя все заботы о содержании зарубежной недвижимости. Но в данном случае нарушается уже сам дух недавно принятого закона. Ведь одной из его целей декларировалась полная независимость чиновника или политика от иностранных финансовых интересов и обязательств. А какая же тут независимость, если чиновник попадает в полную зависимость от некоей иностранной фирмы-посредника, распоряжающейся его деньгами? А все потому, что сама поставленная цель была все же не совсем корректной. Факт владения иностранным счетом для обслуживания той же разрешенной недвижимости с депозитом в 5 - 10 тыс. долларов вовсе не является проявлением предательства национальных интересов. А настоящим проявлением предательства национальных интересов может быть огромный особняк чиновника где-нибудь на Рублевке, относительно происхождения средств на приобретение которого никто не задает почему-то никаких вопросов.