Многие наши ведомства идут в online. Мода такая. Меняется ли от этого их сущность?

Отчасти, да. Многое в общении с этими ведомствами гражданам стало делать проще. Однако есть и другая угроза: взаимное отчуждение между обывателем и государством, от которого в последнее время страдает наша страна, может в результате лишь возрасти. Наши госинституты и так работают, мягко говоря, не очень эффективно, но тотальная компьютеризация эту болезнь может лишь усугубить.

К примеру, имея технологическую возможность создать и объединить всевозможные базы данных (страховок по ОСАГО, водительских прав и штрафов, кадастров недвижимости и т. д.), ведомства всякий раз «напрягают» обывателя, чтобы он путем собственного забега собирал для них информацию.

Как-то раз мне пришлось общаться оnline, а потом по телефону с американской авиакомпанией: в Интернете куда-то пропал забронированный мною билет. Дозваниваясь, ты общаешься там сначала с роботом: «нажмите цифру «один» - один вариант, цифра «два» - другой и так далее. До десяти. Выйти на человека удается с неимоверным трудом. Выйдя, понимаешь, что сидит он где-нибудь в колл-центре в Индии или Молдавии и тебе никак не сочувствует. Суть его работы сводится к тому, чтобы тебя отшить. Лишь поездка в ближайший аэропорт и прямое общение с седовласым бледнолицым дедушкой на стойке в конце концов решила вопрос.

Я с ужасом думаю, что наши ведомства, пойдя по пути «прогресса», тоже заведут себе телефонных роботов и колл-центры по аутсорсингу где-нибудь в Таджикистане, и тогда до них точно не докричишься.

Вот ГИБДД запустило сайт, где можно online узнать о своих штрафах. У меня, слава богу, таких не оказалось. А у моей родственницы - сразу два. Причем оба она год назад оплатила через Сбербанк. Можно написать письмо в эту самую ГИБДД на том же сайте, но сайт, как оказалось, не принимает прикрепленные документы (ту же квитанцию) объемом более 5 Мб. Другой приятель, обнаруживший такую же петрушку со штрафами, стал искать «человеческого контакта». Он, на его беду, платил штраф через другой банк. Гаишники говорят, что это хуже, чем через Сбер, мол, большинство банков не рапортуют в казначейство, хотя обязаны. Что значит «не рапортуют», они куда деньги-то девают? Понятно одно - система не адекватна своему компьютерному оснащению. Приятель уж и звонил, и даже письмо оставлял в ящике для главной приемной МВД - все без толку.

Игра называется «попробуй дозвонись». От того, чтобы пасть жертвой судебных приставов или от торможения на границе за неуплату штрафов, его спасает лишь то, что сами приставы, видимо, знают истинную цену всей системе и по пустякам не тревожатся. А ну как станут? Или ГИБДД заведет себе колл-центр в Бангладеш? Тогда призывы возить с собой все оплаченные квитанции в машине, а также предъявлять на границе станет еще актуальнее. Причем по мере развития компьютеризации госведомств ваш мешок с оправдательными документами о том, что вы ничего никому не должны, будет все тяжелее.