Появился очередной доклад группы Кудрина с призывом к общественному договору, который, по сути, на практике уже состоялся. Почему вместо финансово-экономической аналитики мы видим несвойственные и устаревшие политические темы?



Текстовая версия

Олег Матвейчев, политтехнолог

"Появился очередной доклад группы Кудрина с призывом к общественному договору, к новому какому-то формату отношений в обществе, власти и оппозиции. Читать мне все это становится все более и более неприятно, прежде всего, за самого Кудрина. Считается, что Кудрин – великий финансист, сыграл существенную роль в том, что Россия справилась с кризисом 2008 года. Я знаю, что он получал много международных наград как лучший министр финансов Европы, мира ли, ну, в общем, авторитет его действительно в финансовом мире достаточно высок. И ему, и его аналитическому центру, наверно, стоило бы делать доклады на финансово-экономические темы, это бы было очень интересно, это сейчас очень востребовано. Потому что мы действительно не имеем понимания, что у нас там происходит с долларом, действительно, государственные долги огромные у разных стран. И был бы интересен взгляд такого в прошлом крупного аналитика и чиновника на эти все мировые процессы. Тем более, сейчас тут БРИКС было заседание, наверное, Кудрин мог бы это прокомментировать, рассказать о будущем всего этого. Вместо этого выходят какие-то доклады на политологические темы, которые ему по сути дела не свойственны, и которые ему, по сути дела, подсовывают некие соратники, стоящие у него за спиной, псевдо-соратники, которые оказывают ему медвежью услугу.

Идея общественного договора уже несколько лет назад предлагалась Юргенсом и Гонтмахером, и ИНСОР уже все это публиковал. Т.е. они это Кудрину продали второй раз. Тогда пошумели, сейчас опять, при том, что нет никакой почвы для этого. Если бы они хотя бы сунулись с этим в момент противостояния Манежной площади и Сахарова, и Болотной площади и Поклонной, тогда можно было бы сказать: есть две силы, надо как-то договориться всем. Сейчас битвы все позади, прошел уже год после избрания Президента. Есть некое моральное большинство в обществе, которое голосует за Путина, и есть различные меньшинства, либералы, те же националисты, еще кто-то, кто пытается объединяться, разъединяться между собой. Но это есть в любой стране – есть некое большинство, и есть разные виды оппозиции. И по большому счету, некий общественный договор состоялся. Власть услышала даже требования оппозиции. Понятно, что психологически даже Путин не склонен был отменять свое решение по назначаемости губернаторов, и он пошел как бы на поводу у Болотной площади, когда выборы губернаторские были возвращены. Первый же круг этих выборов прошлой осенью показал, что оппозиция способна преодолеть все барьеры, муниципальные фильтры и сделать конкурентные выборы. Это было в Брянске, это было в Рязани. Очевидно, что будущей осенью, когда опять избирается с десяток губернаторов, зак. собрание, 35 выборов разного такого более-менее крупного уровня будут в стране проходить, будет много сюрпризов, и где-то даже оппозиция победит. Т.е. в общем-то, все нормально, и состоялся определенный консенсус.

Нет, нам опять предлагают под видом некоего общественного договора очередные новые уступки. Т.е. нужно, видимо, чтобы в этом договоре были еще шире представлены требования той самой оппозиции, которая представляет меньшинство в обществе. Это чрезмерные требования, такие же, как в прошлом, наверное, докладе Кудрина, который меньше месяца назад появился, когда потребовали в рамках демократизации тоже в виде общественного договора, чтобы губернаторы у нас назначались Парламентами субъектов Федерации. Невиданная во всем мире ситуация, когда, как мы знаем, существуют парламентский способ правления, как в Германии, когда Парламент и коалиции правящие назначают канцлеров, премьер-министров, первых лиц государства, и, скажем, президентский, как в Америке, во Франции, и, скажем, как у нас. Так вот, чтобы у нас верховная власть была президентской, а на уровне субъектов – парламентской? Мы смешиваем ежа с ужом. Как будут подчиняться губернаторы, назначенные местными парламентами, скажем, нашим министерствам, ведомствам, как они будут взаимодействовать, если они будут говорить – «у нас начальник – элита местная и наши депутаты, а вы там, в Москве, нам не указ». Т.е. это по большому счету полное разрушение государственности страны, путь к распаду России. Вот что предлагают эти политологи.

И остается только задать вопрос – это глупость или предательство? Или Кудрин просто не понимает, поскольку он финансист, в этих политических играх он не особо силен, ему просто подсовывают все эти вещи? Либо он сознательно начал действовать как враг, который предлагает сценарии, по которым когда-то Советский Союз рушился, и по которому сейчас Россия должна якобы пойти."