Никакое судебное решение не приведет к торжеству закона, если не будет исполнено. Несвоевременное или неточное исполнение решения суда может свести на нет смысл всего судебного процесса. В связи с этим работа судебных приставов-исполнителей не раз подвергалась критике, в том числе и со стороны столичных судей. Согласно статистике, в 2011 году должным образом было исполнено только 10% судебных решений. Что же делать, если процесс исполнения судебного решения растянулся на долгие годы? Об этом поговорим с заместителем председателя Московского городского суда, председателем столичного Совета судей Галиной АГАФОНОВОЙ.

— Галина Александровна, многие думают, что суд не только разбирает дело и выносит впоследствии судебное решение, но и сам его исполняет. Так ли это?

— Нет, это не совсем так, поскольку исполнением судебных решений у нас занимается Федеральная служба судебных приставов. Она подчиняется Министерству юстиции, которое осуществляет контроль за ее деятельностью. Но, конечно, судьи не могут оставаться в стороне от проблемы исполнения судебных решений. Поскольку судьи выносят судебные решения, они вступают в законную силу и они должны исполняться. Судебный процесс по большому счету заканчивается реальным исполнением судебного решения. К сожалению, на сегодняшний день мы можем констатировать, что по Москве исполнение судебных решений находится на низком уровне.

— Кому жаловаться, если судебный пристав не исполняет судебное решение?

— Если гражданин остается недовольным действиями либо бездействием службы судебных приставов, он должен обратиться с жалобой на действия или бездействие пристава в суд по месту совершения исполнительного производства. То есть, как правило, по месту нахождения должника. Следует констатировать, что за прошлое полугодие у нас судами было рассмотрено 1133 жалобы, и 274 из них судами признаны обоснованными — это 24 процента! В принципе, главному судебному приставу по г. Москве нужно задуматься, ведь это очень тревожная цифра. Безусловно, есть объективные причины: умер должник, ликвидация юридического лица, и пристав не может исполнить судебное решение. Это одна ситуация. Но, во всяком случае, эта масса неисполненных судебных решений не должна быть вот такой.

— Сколько будет рассматриваться такое заявление?

— В течение 2 месяцев, в соответствии с требованием закона, оно будет рассмотрено.

ОТДЫХ ИСКОМ НЕ ИСПОРТИШЬ

Отпуск — долгожданное событие в череде рабочих будней каждого занятого человека. Хочется, чтобы эти дни запомнились на всю жизнь, поэтому особенно обидно, когда вместо солнца и моря мы получаем несколько дней ожидания, проведенных в душном аэропорту. Как взыскать компенсацию за испорченный отдых и правильно рассчитать заявленные требования? Это тема нашей сегодняшней беседы с председателем судебного состава по гражданским делам апелляционной инстанции Московского городского суда Михаилом СТРОГОНОВЫМ.

— Если у меня не задался отдых и я хочу обратиться в суд и предъявить претензии ко всем, кто мне этот отдых испортил, что мне делать первым делом?

— Если вы уже во время отдыха понимаете, что вы собираетесь предъявить иск, то нужно хотя бы заняться сбором доказательств. Во-первых, изложить свои претензии туроператору и непосредственно администрации отеля, где вы находитесь. И, конечно, собирать финансовые документы, не выбрасывать их — это в том случае, если вы потратили дополнительные расходы на восстановление своих прав, на оплату услуг, которые вам не были предоставлены по туристической путевке.

— А если я не вылетела вовремя к месту отдыха, кто должен отвечать? Моя турфирма или авиакомпания?

— У нас ответственность перевозчика прописана в Воздушном кодексе РФ, в соответствии с требованиями которого установлены штрафы за несвоевременный вылет пассажиров, естественно, не связанный с непреодолимой силой. Воздушным кодексом предусмотрена ответственность перевозчика. Но при этом у нас точно так же туристический продукт формируется турагентом, и в него входят в том числе проживание, размещение и перевозка. И если в рамках этого туристического продукта вам продан билет на чартерный рейс, который турфирма формировала самостоятельно, то в этом случае вы вправе предъявить требования непосредственно к туристической фирме.

— А можно обратиться в суд коллективно? Допустим, целую группу граждан поселили не в тот отель.

— Статьей 40 Гражданско-процессуального кодекса РФ это предусмотрено. У нас может быть предъявлен иск несколькими истцами одновременно, если спор с ответчиком основан на однородных правоотношениях либо один предмет доказывания по настоящему иску. Это право истцов. Никаких ограничений тут нет. Единственно, они должны сами для себя определить, насколько это целесообразно.

— Много вообще таких дел?

— Они достаточно часто встречаются. В основном, конечно, испорченный отдых — это значит, что граждан поселили не в том отеле, случились прочие задержки, накладки… Предъявляются иски и к туроператорам, к турагентам.

— И что суды?

— Суды в основной массе удовлетворяют иски, потому что права потребителя оказываются нарушенными. Но есть и часть исков, в удовлетворении которых отказано. Это связано с тем, что граждане не прописали в условиях договора то, что для них действительно важно, посчитав, что это можно устно обговорить с агентом.