Упавший как снег на голову в разгар бабьего лета президентский Указ «О защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности» поверг в шок и трепет даже видавших виды чиновников и коммерсантов

Защита интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности - что это было?

И так не слишком уж сладкий, хлеб экономического комментатора в России с каждым днем все больше горчит, ибо находить рациональное зерно в решениях российского руководства и переводить их на нормальный человеческий язык становится все сложнее и сложнее.

Упавший как снег на голову в разгар бабьего лета президентский Указ «О защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности» поверг в шок и трепет даже видавших виды чиновников и коммерсантов. Этот документ запретил стратегическим предприятиям и их «дочкам» без специального правительственного разрешения раскрывать органам иностранных государств, их объединений и международных организаций любую информацию о своей деятельности (кроме связанной с эмиссией ценных бумаг или информации, все равно раскрываемой по нашим законам), а также изменять по их требованию коммерческие контракты и продавать доли в иностранном бизнесе.

Несомненно, появление указа вызвано недавним конфликтом «Газпрома» с Еврокомиссией, затеявшей антимонопольное расследование деятельности концерна на территории ряда восточноевропейских государств. Гораздо сложнее понять, чего, собственно, добился концерн, в горячке пролоббировавший этот чрезвычайно сырой документ, от которого тут же открестились все профильные ведомства.

Общеизвестно, что операционная самостоятельность газовой монополии и так давно сведена к минимуму, все сколько-нибудь значимые решения принимаются вовсе не на улице Намёткина. Проблематика «Газпрома» занимает в повестке практически любых российских политических контактов в Европе если не заглавное, то уж точно самое почетное место. Более того, подчеркнуто вызывающий тон заявлений и столь явное стремление перенести дискуссии из технической плоскости в зал заседаний саммита Россия — ЕС вовсе не усиливают, а заметно ослабляют позиции российской стороны.

От внимательного наблюдателя не скрылось, что, несмотря на агрессивную риторику, в последние годы концерн неоднократно шел на уступки и смягчал ценовые и прочие условия соглашений с различными иностранными потребителями. Делалось это явно не по причине непосильного политического давления, а потому, что в газовой сфере «рынок продавца» постепенно сменяется «рынком покупателей». К тому же во многом благодаря собственной близорукой политике и непрофессионализму «Газпром» утратил статус надежного эксклюзивного поставщика Европы и стал лишь «одним из». Но вместо пересмотра заведомо проигрышной стратегии концерн уже который год проявляет удивительное умение не замечать окружающих реалий (к слову, то же умение явно прогрессирует и у российских органов власти). Похоже, просто пришло время для более серьезных конфузов, и считать, что «огневая поддержка» кремлевских кураторов способна обратить это время вспять, — по меньшей мере наивно.

Здесь можно было бы поставить точку, но указ касается отнюдь не одного «Газпрома», а всех стратегических предприятий РФ. Изрядно поредевший перечень «стратегов» по-прежнему насчитывает десятки позиций и помимо больших и малых предприятий ОПК и инфраструктуры включает ряд крупных российских компаний, ведущих активную зарубежную деятельность и имеющих солидных иностранных акционеров и партнеров. Это, например, «Аэрофлот», «Алроса», ВТБ, «Зарубежнефть», «Росгосстрах», «Роснефть», «Совкомфлот», «Транснефть», «Интер РАО ЕЭС». Соответственно, эти компании, а также их «дочки» обязаны как минимум время от времени представлять самые разнообразные сведения о себе органам власти зарубежных государств. А тем недосуг будет разбираться, кто виноват в непредставлении этих данных: сама компания или ее государственный покровитель? И они в полном соответствии с законами применят к ней болезненные санкции. И хоть обкричись потом про «ущерб законным интересам России». Не поможет.

В результате того, что за самым невинным запросом иностранного регулятора теперь видится коварный антироссийский выпад, эскалация любого зарубежного коммерческого конфликта «стратегов» на высший государственный уровень гарантирована.

Если бы подобная эскалация объяснялась высоким уровнем профессионализма чиновников, то это бы еще куда ни шло. К сожалению, годы отрицательной селекции не прошли даром, и дело обстоит, мягко говоря, не так, поэтому проблемные вопросы все равно будут возвращаться вниз, но уже в более проигрышном виде.

Таким образом, можно поручиться, что этот удивительный указ просуществует в нынешнем виде совсем недолго. Здесь тоже можно было бы поставить точку, но справедливости ради нужно отметить и пользу, которую указ о защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности все же успел принести. Он специально проиллюстрировал для непонятливых, — но не режим защиты «Газпрома» или чего-либо еще сокровенного от иностранных захватчиков, — а универсальный принцип взаимодействия российских властей с окружающими. Отныне он звучит так: «Нам наплевать, что вы про нас думаете. Либо вы нас не трогаете, либо пеняйте на себя».

И относится это не только и не столько к внешнеэкономической сфере.

Олег Буклемишев