Теперь за справками чиновники будут бегать сами? Госслужащие больше не должны гонять нас за лишними бумагами, но бюрократии от этого меньше не станет, уверены эксперты

С 1 июля государственные ведомства больше не имеют права требовать от нас документы, которыми могут обменяться сами по системе электронного взаимодействия. Казалось бы, вот радость - не придется десять раз бегать туда-сюда! Но на деле наладить в срок систему успело только полстраны. Другая половина, как водится, спохватилась накануне. Как обещают в Минэкономразвития, нерадивые чиновники тоже граждан гонять не будут - отправят информацию на бумаге. Чем обернется для нас такой хромой обмен документами, «КП» размышляла вместе с экспертами.

ВСЕ СДЕЛАЛИ. НО НИЧЕГО НЕ РАБОТАЕТ

Электронное правительство у нас начали внедрять в 2010 году, а в начале этого года, будучи еще премьер-министром, Владимир Путин заявил, что с 1 июля все чиновники должны сами слать друг другу нужные документы. Не все, конечно, можно будет отправить, но, к примеру, выписку из домовой книги БТИ сможет получить через Сеть. Идея, как всегда, забуксовала - эксперт в области электронного правительства и интернет-аналитик Иван Бегтин напоминает, что бумажную волокиту должны были изжить еще в прошлом году к той же дате - 1 июля. Но регионы к такой стремительной информатизации оказались не готовы, и сроки пришлось перенести.

В Минкомсвязи, которое у нас в стране занимается этим вопросом, бодро рапортуют - систему наладили, все ведомства к ней подключили, и по каналам связи уже бегут кой-какие документики. С октября прошлого года аж 57 миллионов запросов в Сеть выдали! Если прикинуть, сколько у нас по всей стране государственных контор, цифра как-то не впечатляет. Но технические условия обеспечили, не придерешься.



БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ПРОЗА

Час икс уже пробил, но очереди из приемных никуда не исчезли, и выдавать документы быстрее не стали. Специально проверяла - рапорт мужа в Министерство обороны ушел по почте, ни о какой электронке там и слышать не захотели. Почему? Да потому, что задуманная техническая революция случилась только на бумаге. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике Мин-экономразвития Алексея Херсонцева, у нас в стране всего 19 регионов, где с системой электронного взаимодействия готовы работать хоть сейчас, в 12 дела совсем плохи. Остальные - середнячки.

- Сроки больше не перенесут, - говорит Херсонцев. - Там, где с электронной системой работать не готовы, будут обмениваться документами иначе. Например, на бумаге.

В Минкомсвязи признают - одной только Сети для работы мало, надо еще чтобы власти контролировали вопрос. Вовремя подзатыльники раздавали, если говорить по-русски. Но увы - до этого руки дошли не у всех губернаторов.

Получается занятная картина: половина документов по старинке идет в бумажном виде с той лишь разницей, что носят их не сами граждане, а курьеры или почта, а как она у нас работает - сами знаете. Из одного ведомства в другое бумажный документ идет примерно пять рабочих дней. Но это в пределах одного города! А если придется слать запросы в федеральное министерство, то сроки можно только представлять. Во внутренних регламентах они, конечно, прописаны, но мы-то знаем вечные мантры из канцелярий - вас много, а я одна, тут нет печати, и вообще у меня обед. И лежит сиротливо бумажка на столе. Никакой тебе поэзии электронного государства, сплошная бюрократическая проза.

- Самая большая проблема в том, что один чиновник будет слать документы на бумаге, а другой в электронном виде, - рассуждает Павел Плотников, замдиректора компании «ЭЛАР», которая занимается электронными архивами и хранилищами данных. - Документ должен проходить одну и ту же цепочку, не важно, какой он. Все перепутается.

Бумажки с посыльными будут ехать неделями, а виртуальный листик прилетит в секунды. Но нужен он никому не будет - другую необходимую бумажку еще не довезли! И толку от быстроты электронного обмена никакого. А ведь все это только и затеяли, чтобы сэкономить время и нервы россиян.

Впрочем, по словам Плотникова, за рубежом виртуальное правительство тоже создавалось не за год. В Австралии, например, восемь лет пыхтели и просчитывали, как будут между собой по Сети общаться ведомства, а у нас приказали внедрять с колес. Ничего удивительного, что обломались.

Кстати, электронка, когда ее все-таки освоят, совсем нас от ношения бумажек не избавит - есть 18 документов так называемого личного хранения, которые в любом случае придется носить самим (полный перечень см. в графике). То есть почти все бумаги, которые и просят для выписки какого-нибудь разрешения или справки. На долю электронного оборота остается не так уж много документов, но даже их нам придется ждать минимум до конца года, констатирует Павел Плотников.



КСТАТИ

Gosuslugi.ru: справочник на сто миллионов

Проводником в мир электронных услуг для россиян должен был стать сайт Gosuslugi.ru, на который в свое время потратили около 100 млн. рублей. Сейчас на портале можно подать заявление на 150 услуг от федеральных ведомств и аж на 1370 услуг от местных властей. Вот вам вроде и виртуальное государство, но нет: Госуслуги сейчас - это, по сути, большой справочник, говорит эксперт в области электронных решений и замдиректора компании «ЭЛАР» Павел Плотников.

- Портал сделан хорошо, но информация об услуге есть, а реального взаимодействия с чиновниками нет. Мы переходим на сайт конкретного ведомства и сами в нем разбираемся, - рассуждает он. - Будто в новом здании отстроили фасад, а дома за ним не возвели.

Например, услуги Федеральной налоговой службы можно и впрямь получить через компьютер - посмотреть задолженности, сделать справки о них и даже оплатить. Но все это на страничке самой ФНС.

- Большинство услуг не требуют обратной связи - написал, тебе ответили - да или нет, - приводит пример Плотников. - А сложные вопросы, где надо сдать, потом получить какой-то документ, все равно приходится решать самому. С тем же загранпаспортом - мы должны принести копии документов, подписаться и получить готовую книжечку.

Кстати, решив проверить на прочность Gosuslugi.ru и зарегистрироваться там, я обнаружила на главной странице аккуратную надпись - «Ошибка». Сайт прикрыли на очередной ремонт.