О правовых аспектах онлайн проектов рассказывает юрист Наталья БИРЮКОВА
В двухтысячные годы эпоха Интернет-стартапов достигла своего пика, ведь именно в течение последнего десятилетия были созданы такие гиганты web индустрии, как Skype, Facebook, Twitter, Groupon и многие другие, оценивающиеся экспертами не в сотни, а «лишь» в десятки миллионов долларов.
Наши соотечественники быстро подхватили эстафету запада созданием уже всем известных «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Biglion».
Итак, что же нужно для того, чтобы ваш интернет проект, набрав популярность и получив внимание инвесторов, не закрылся бы через полгода в связи с исками недовольных пользователей?
Правильно, грамотное юридическое оформление пользовательских соглашений. Ведь даже самая гениальная идея - ничто без тщательного внимания к деталям при ее воплощении. Как гласит знаменитая американская поговорка, - дьявол кроется в деталях (Devil is in the details), и кому, как не людям с родины самых успешных стартапов судить о правильности этих слов.
В последние годы российские провайдеры онлайн-услуг все чаще в целях юридического оформления бизнеса начинают использовать так называемые соглашения «Софт как услуга» (Saas - Software as a service agreement). Данные соглашения являются по сути договорами аренды программного обеспечения правообладателя пользователем по доступным ценам.
Однако, провайдеры часто забывают о том, что для успешного выполнения Saas своей главной функции, а именно - защиты конфиденциальности пользовательских данных) необходимо уделить тщательное внимание проработке следующих основных пунктов соглашения:
Конфиденциальность/Privacy. Провайдеру необходимо отразить в соглашении какие средства защиты информации пользователя он использует в своей работе, к примеру, если провайдер услуг прибегает к шифрованию данных и предоставлению юзерам обновляемых кодов доступа, то это должно быть подробно отражено в соглашении.
Обеспечение сохранения данных/ Back-up provisions. Также, провайдер должен указать в Saas как часто осуществляется резервное копирование информации и количество центров, используемых провайдером для этой цели.
Прекращение соглашения/Termination. Описание, что происходит с данными пользователя в случае отказа от услуг провайдера.
Отказ от ответственности/Disclaimer. Перед составлением этого наиболее важного раздела соглашения следуют проконсультироваться с юристом в области интеллектуальной собственности, который сможет подсказать провайдеру формулировки юридического текста, которые не смогут быть неверно истолкованы пользователем. Наиболее емко отказ от ответственности выражен в документах Skype - «Skype не несет перед Вами никакой ответственности, в том числе контрактной или гражданско-правовой (например, за халатность), независимо от того, был ли Skype уведомлен о возможности таких убытков или ущерба...»
Что касается самих пользователей, то помимо внимательного прочтения всех пунктов соглашений Saas и кликом мышью по кнопке «Я согласен(на) с условиями», им необходимо помнить о 7 негласных вопросах, подлежащих обсуждению с провайдером услуг:
Цены и скидки. Стоимость услуг провайдеров, использующих Saas соглашения, как правило строится на началах подписки (месячной/полугодовой/годовой). Однако, размещенные на сайте цены ни в коем случае не означают, что у пользователя не будет возможности поторговаться, многие начинающие провайдеры готовы будут сбросить вплоть до 20%, чтобы заполучить крупного клиента.
Дополнительные затраты. Несмотря на то, что в большинстве случаев цены, за предоставляемые услуги представлены на сайте, в 85% случаев от вас все равно потребуются дополнительные расходы, о которых имеет смысл поинтересоваться заранее.
Сроки. В случае если вам уже удалось договорится о скидке и снижении размера дополнительных расходов, смело можете ожидать, что провайдер потребует от вас заключения соглашения на длительный срок, который может варьироваться от 1 до 5 лет. При заключении долговременного соглашения убедитесь, что в нем прописан порядок его расторжения (an out clause) к примеру право на расторжение в случае снижения качества услуг или право на односторонний отказ после месяца использования, но до истечения периода в 90 дней.
Продление соглашения. Обстоятельства переменчивы и потому следует убедиться, что только вы, как пользователь имеете прав решать продолжать ли вам обращаться к услугам какого-либо провайдера по истечению соглашения или нет, так как многие Saas содержат так называемое положение «evergreen», подразумевающее автоматическое продление вне зависимости от согласия пользователя.
Обеспечение сохранения данных/ Back-up. Убедитесь, что в соглашении содержится информация о том, как часто провайдером осуществляется резервное копирование данных, многие делают это на недельной основе. В случае, если вы меняете или дополняете информацию каждый день, убедитесь, что данное условие будет включено в соглашение.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Закон
- →
- Бизнес в интернете: взгляд юриста
Закон
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат