Известный политолог Георгий Бовт рассуждает о том, что будет, если олигархов заставят делиться

Георгий Бовт - Идея о налоге на роскошь нам является не в первый раз. В 2007 г. Госдуме был предложен законопроект лидера фракции «Родина» А. Бабакова. По нему под особое налогообложение попадала недвижимость и земельные участки стоимостью от 15 млн руб., автомобили, самолёты, вертолёты, яхты, катера ценой от 2 млн руб., драгметаллы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тыс. руб. и выше.

В мае 2010 г. Госдума отклонила законопроект с такими же параметрами. Юристы тогда отметили, что его введение может привести к тому, что предметы роскоши просто перестанут регистрировать в России (и сейчас подавляющее число, к примеру, частных самолётов в РФ не зарегистрировано). Указали, что введение этого налога без корректировки ряда статей Налогового кодекса (НК) приведёт к двойному налогообложению. Что никак не решена проблема с оценкой стоимости богатств: согласно ст. 40 НК РФ оценивать следует по рыночной стоимости аналогичного имущества. Но что значит «аналогичное» и как установить рыночную цену, в законе не прописано.

И вот в 2012 г. идея вновь запущена в оборот. Опасно тут то, что в результате увлечения налогом на роскошь могут быть опять отложены действительно давно назревшие реформы в деле перераспределения доходов между богатыми и бедными.

Сторонники введения этого налога в России ссылаются на опыт других стран. Говорят, что в Европе за какой-нибудь коттедж в 500-700 квадратов собст­венники платят больше 15 тыс. евро налога в год (по 1-2% от стоимости недвижимости). Но при чём здесь налог на роскошь? Просто там честно считают цену недвижимости и начисляют налоги в соответствии с ней, а не по справке БТИ. Может, и нам начать с реальной оценки собственности граждан? Но как тогда быть с вдовами, доживающими век в квартирах, которые вдруг стали «золотыми»? В странах, к опыту которых сейчас апеллируют, вводят налоговые льготы для тех же вдов и граждан, которым общество считает разумным дать привилегии. У нас, напротив, обязанностью платить налоги собираются наказывать «избранных».

Кстати, особые налоги на автомобили, яхты и т. д. у нас давно есть — в России всё это стоит кратно дороже, чем в других странах. Но вот вопрос: если это не налоги, то что это и куда уходит «навар»? Как говорил В. Путин: «Где маржа?» Кстати, и дорожный налог выше для тех, кто владеет большим числом «лошадей». Ещё вот что любопытно: многие чиновники декларируют, что у них вовсе нет ничего. При этом ездят на служебных авто по нескольку миллионов долларов. Но не слышно предложений, чтобы, например, госструктуры платили налог на роскошь.

Ещё не к месту поминают сторонники этой идеи президента США Б. Обаму и богача У. Баффетта. Мол, требуют же они повысить налоги на доходы сверх миллиона долларов в год. У нас таких баффеттов не наблюдается. Зато с 1 января объявили богачами людей с зарплатой выше 40 тыс. руб. в месяц, повысили налогообложение на такие оклады. В итоге зарплаты ринулись в тень, и бюджет недосчитался серьёзных доходов.

А главное, в тех самых странах налоговые органы строго следят за расходами граждан — сравнивают с их же доходами, с которых были уплачены налоги. Если человек не может объяснить, где деньги взял на ту или иную покупку, и отказывается уплатить налог и штраф, то его вежливо отправляют в тюрьму. Вот и вся справедливость по-капиталистически.

Мнение «ЗА»

Оксана Дмитриева, депутат ГД, член Комитета по бюджету и налогам: Главная цель налога на роскошь — прекратить паразитическое, сверхизбыточное потребление богатых россиян. Вместе с другими изменениями в налоговой политике (например, снижением налога на капитальные вложения) это должно перенаправить средства в реальный сектор экономики. Олигарху будет выгоднее купить новые станки для своего завода (это считается капвложением и налогом облагаться не будет), чем заплатить солидный налог за новую яхту.

Согласно подготовленному законопроекту (документ разработан одной из партий. — Ред.) под действие налога на роскошь попадают объекты недвижимо­сти стоимостью свыше 30 млн руб. и транспортные средства стоимостью свыше 3 млн руб. Это примерно 200 тыс. квартир и особняков и около 100 тыс. транспортных средств. Причём их владельцы — это сотые доли процента населения, сверхбогатые россияне, владеющие объектами роскоши, а не средний класс. Исключение будет сделано для собственников, у которых было право бессрочного пользования на эти объекты до 1991 г. и которые позже приватизировали их. То есть семьи, например, учёных или писателей, у которых сохранились дома в Переделкине, налог на роскошь платить не будут, как и коренные москвичи, сохранившие свои 3-4-комнатные квартиры на Тверской.

Недвижимость облагается налогом только в той стране, где она находится, и зарубежные особняки олигархов под действие закона не попадут. Чтобы помешать сверхбогачам вкладываться в недвижимость за границей, можно ввести налог на вывоз капитала за рубеж.

В бюджет налог на роскошь должен принести около 200-250 млрд руб. в год. Для сравнения: это совокупные налоговые по­ступления от всех упрощённых режимов для малого бизнеса (упрощённая система налогообложения, вменённый налог и единый сельхозналог). Чувствуете разницу? Горстка олигархов обеспечит бюджету столько же, сколько миллионы малых предпринимателей и фермеров.

Кстати, если ввести ещё и прогрессивную шкалу для уплаты подоходного налога (с зар­плат свыше 3 млн руб. в год), то только 500 самых богатых людей страны заплатят в бюджет 400-450 млрд руб. Эти средства с лихвой покроют стои­мость инвестиционной льготы, все льготы инновационным предприятиям, все льготы научным предприятиям, все льготы организациям высшей школы. И снова с одной стороны — 500 самых богатых, а с другой стороны — миллионы других.

Введение налога на роскошь будет иметь и антикоррупционный эффект. Ведь облагается объект недвижимости, вне зависимости от того, на кого он записан. Поэтому, даже если часть богатства (например, у чиновников) переписана на жён, детей, деньги с них всё равно возьмут. А правоохранительные органы при желании могут выйти на настоящего владельца.

Ну и наконец, не надо забывать об огромном социальном эффекте налога на роскошь. Сначала он будет чисто психологическим — люди поймут, что государство делает шаг к социальной справедливости, заставляя делиться тех, кто в короткие сроки завладел фантастическим богатством. Реальное выравнивание доходов произойдёт только после того, как деньги потекут в производство: там начнут повышать зарплаты и проч. Подчеркну, что налог на роскошь в том или ином виде существует во всех развитых странах Запада. И введён он был ещё в 60-е гг. XX века.