Революционные рекомендации Верховного суда помогут защитить потребителей
Фраза «покупатель всегда прав» отныне будет чаще звучать в зданиях Фемиды. Высшие судьи рекомендовали людям в мантиях заступаться за потребителей, а тем — не быть лопухами и не позволять нерадивым продавцам «давить» на себя.
Новый обзор судебной практики Верховного суда РФ позволит россиянам рассчитывать на поддержку служителей Фемиды в самых разных потребительских спорах. На что могут рассчитывать потребители — выяснил «МК». По сути, ВС целиком и полностью встал на сторону потребителей.
— Сложнее всего добиться справедливости до сих пор было туристам, — говорят в Верховном суде РФ. — Вот, например, человек купил путевку, а потом не смог отправиться в путешествие по объективным причинам или просто передумал ехать. Турагентство в таких случаях требует выплатить неустойку. Часто отказывается возвращать аванс. А мы разъяснили, что это незаконно и клиент ничего туроператору не должен.
Второй важный момент — ВС объяснил, что делать, если вещь была некачественной, а продавец отказывается возвращать деньги. Высшие судьи сразу расставили точки над «i» — покупатель, заявивший, что товар плохой, доказывать это не обязан. Сделать это должен продавец (один или вместе с изготовителем). Цитирую: «в споре между покупателем и продавцом о качестве проданного товара именно продавец доказывает факт отсутствия в нем недостатков либо факт возникновения недостатков не по его вине». Если же он не пожелает это делать, то автоматически будет считаться, что прав покупатель. Если вначале продавец стал тянуть с возвратом денег или вообще отказался добровольно выплатить их, суд обязан его еще и оштрафовать. Чтобы в следующий раз не жульничал и другим неповадно было.
ВС привел и любопытный случай — из-за некачественной проводки сгорела машина. Так вот, по мнению судей, продавец должен выплатить стоимость авто и сгоревшего вместе с ним гаража, прочего имущества. Более того, автолюбитель может еще потребовать возмещения морального вреда — ведь он сам или члены его семьи не пострадали по чистой случайности.
Не смогут теперь уйти от ответственности коммунальщики, которые отключили людям свет, воду и газ. Речь идет о тех случаях, когда жильцы исправно платили по квитанциям, но деньги до прямых поставщиков не дошли, растворившись на счетах посредников.
Еще один важный момент касается дольщиков. ВС в своем решении указал, что если многоэтажка сдана позже срока, то покупатели квартир, заключившие договоры на стадии строительства, вправе рассчитывать на компенсацию морального вреда.
Любопытно, что разъяснение ВС — своеобразный подарок к юбилею: исполнилось 20 лет Закону о защите прав потребителей. В Обществе защиты прав потребителей признают, что взаимоотношения потребителей и производителей в России находятся сегодня на очень низком уровне. Бизнесменам сегодня выгоднее ходить в суд, чем поддерживать высокое качество своей работы, говорит юрист организации Мария Свиридова. «Так называемый американизм, когда люди судятся по мелочам, — это, к сожалению, единственный выход», — считает Свиридова.
Самыми проблемными в ОЗПП считают рынки автоперевозок, связи, ЖКХ, страхования и, конечно, продуктов питания. «Согласно данным Роспотребнадзора, порядка 50% продуктов питания не соответствует заявленным требованиям», — заявил председатель ОЗПП Михаил Аншаков. Увы, по словам Аншакова, во многом деятельность Роспотребнадзора сведена к «полной профанации». С 2003 года государственные стандарты (ГОСТы) имеют рекомендательный характер. «Официально говорится, что хотели перейти на технический регламент. Называлось 350–400 необходимых регламентов. Сейчас их 20. Контрафакт можно производить легально, — считает эксперт. — Очень тяжело добиться даже внеплановой проверки. В Европе же достаточно одного звонка», — говорят правозащитники.
Кроме всего прочего Аншаков подчеркнул, что граждане пока сами не проявляют достаточной активности. По его словам, единственная сфера, где потребители действительно пытаются защитить свои права, — это недвижимость.
Справка "МК"
Кто и как занимается защитой прав потребителей за границей
Германия
Кто: За сферу потребительской политики отвечает Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии, в компетенцию которого входит совершенствование законодательства. Однако практической реализацией потребительских интересов занимаются общественные организации, финансирование которых осуществляется государством. Крупнейшей из таких организаций является Федеральное объединение центров защиты прав потребителя ( Verbraucheizentrale Bundesverband). В это объединение входят 16 земельных союзов потребителей и 25 отраслевых организаций. Все они оказывают юридические консультации пострадавшим потребителям, а также отстаивают их интересы в суде.
Основные законы: Специального закона нет, меры по защите прав потребителей закреплены в различных правовых актах, важнейших из которых является принятый в 2007 году закон об информировании потребителей.
Украина
Кто: На защите интересов потребителей Украины стоит Управление по делам защиты прав потребителей при Госпотребинспекции.
Основные законы: В 1993 году был принят закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями, устанавливает их права, а также определяет механизм их защиты.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Закон
- →
- Покупателям разрешили разорять магазины
Закон
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Покупателям разрешили разорять магазины
Оригинал
MK.Ru