Президент требует от правительства ускорения

Кудрину предстоит быстро придумать новую систему налогообложения бизнеса.

Дмитрий Медведев, кроме объявленной им перестройки государства, в последнее время требует еще и ускорения этой работы. Заседание Комиссии по модернизации, где президент огласил план по коренному улучшению в стране инвестиционного климата, прошло в Магнитогорске 30 марта. И уже 2 апреля общественность смогла ознакомиться с перечнем поручений по итогам работы комиссии. Сроки их исполнения крайне жесткие. А это значит, что глава государства серьезно недоволен не только текущей деятельностью правительства, но и, указывают эксперты, реализуемой им концепцией развития страны.

На заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию, которое состоялось 30 марта в Магнитогорске, Дмитрий Медведев выдвинул 10 первоочередных шагов по улучшению инвестиционного климата в стране.

Причем большая их часть была связана вовсе не с инвестициями как таковыми, а с расширением ответственности исполнительной власти перед обществом, усилением ее подотчетности и подконтрольности. И, как всегда в последнее время, список поручений президента по итогам совещания не заставил себя долго ждать. Уже 2 апреля на кремлевском сайте можно было прочитать, какие неприятности в ближайшее время ожидают федеральную и региональные власти. Таким образом, кроме модернизации, то есть перестройки, президент теперь активно занялся еще и ее ускорением. При этом работой исполнительной власти Медведев недоволен весьма серьезно. Его магнитогорскую фразу на тот счет, что с нынешней ситуацией мириться уже не может ни он, ни правительство, можно считать просто данью вежливости. Что касается ощущений кабинета министров, естественно. Потому что именно в его адрес, собственно, и были направлены все 10 медведевских стрел. Перечень же поручений, в которых обозначены крайне жесткие сроки их исполнения, это понимание только укрепляет.

Президент фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский уверен, что жесткость в общении президента и исполнительных властей будет только нарастать. Потому что дело не в эмоциях, полагает он, а в том, что встал вопрос – быть или не быть. «Слова о деградации – это выражение Медведевым крайнего недовольства, но недовольства конструктивного», – считает он. И настаивает, что кабинет министров явно решил вместо работы по модернизации инерционно ждать выборов. А глава государства, отмечает эксперт, позволить этого не может. И выступает со своей, конкурентной, концепцией развития страны. Смысл которой в том, что в этом деле должны участвовать все группы и слои. И именно на основе своего участия в модернизации они и получат гарантии того, что их интересы будут учитываться. У правительства же другой подход, например, к предпринимателям. Оно полагает, что частный бизнес «надо стричь», для того чтобы перераспределять ресурсы в пользу главного электората власти – пенсионеров и бюджетников.

Но теперь, например, снижение высоких отчислений в страховые фонды до уровня, с которого их увеличение в прошлом году и стартовало, правительству нужно проработать уже до 1 июня. Потому что снижать надо будет уже с 1 января 2012 года. Напомним, что в свое время к расщеплению прежнего единого социального налога на повышенные платежи в каждый из бюджетных фондов по отдельности правительство готовилось чуть ли не два года. Преодолевая по ходу отчаянное сопротивление бизнеса и некоторых оппозиционных партий. И объясняя, что без такой непопулярной меры в стране нельзя будет ни пенсии нормальной платить, ни здравоохранения развивать, ни социальных выплат повышать.

Медведев, как известно, в Магнитогорске намекнул, что даже он знает, где есть резервы для экономии финансов. Например, в системе госзакупок. И здесь для поручения продумать сокращение их объема на 15% без ущерба для качества срок дан еще более жесткий – до 15 мая. Эта же дата значится и под решением, что Минэкономразвития должно получить право проводить экспертизу нормативных актов любых российских ведомств. Чтобы, заметив в них попытки необоснованно затруднить предпринимательскую и инвестиционную деятельность, МЭР имело полномочие вносить через Минюст обязательное представление об их отмене или корректировке. Структура Эльвиры Набиуллиной, таким образом, становится своего рода суперведомством, которому теоретически теперь не страшен никакой Минфин. А ведь именно ему МЭР чаще всего в аппаратных схватках и проигрывало. А до конца первой половины этого года кабинету министров придется поломать голову над тем, как обеспечить большую открытость крупнейших госкомпаний – как перед гражданами, так и перед миноритарными акционерами. 1 июля вообще будет для кабинета министров настоящим дедлайном. В специальном приложении к списку президентских поручений указывается, из каких структур должны уйти профильные для них вице-премьеры и министры. Всего их названо 17. ВТБ и «АЛРОСА» оставит вице-премьер Алексей Кудрин. Россельхозбанк, «Росспиртпром» и «Росагролизинг» – первый вице-премьер Виктор Зубков. «Роснефть», «Роснефтегаз» и «Интер РАО ЕЭС» – зампред правительства Игорь Сечин. Министр обороны Анатолий Сердюков уйдет из «Оборонсервиса», министр энергетики Сергей Шматко – из «Газпрома», «Зарубежнефти» и «РусГидро». Министр транспорта Игорь Левитин теперь не должен входить в руководство аэропорта «Шереметьево» и компании «Аэрофлот». Министр сельского хозяйства Елена Скрынник – в «Объединенную зерновую компанию». А глава Минсвязи Игорь Щеголев теперь не будет нужен в «Инвестиционной компании связи», а также на Первом канале. Но, оказывается, что речь идет не только об этих компаниях и этих чиновниках.