Чиновники тратят миллиарды рублей на создание бессмысленных бумаг

КТО ТЫ, ЕСЛИ БЕЗ БУМАЖКИ?

- Это просто какой-то дурдом... - сказал мне как-то знакомый предприниматель Юрий. Накануне он приехал из налоговой - служба затребовала бумажные дубликаты документов за прошлый год. Хотя его фирма уже приноровилась сдавать отчетность в электронном виде, но иногда налоговики капризничают и просят бумажки.

На то, чтобы сдать увесистый куль в ФНС, предприниматель потратил целый день. Полдня на сверку и распечатку, потом еще полдня - на доставку макулатуры по московским пробкам. Мог бы и курьера нанять, но буквально недавно фирма обзавелась новым оборудованием, а бизнес небольшой и на счету каждая копейка.

- В чем смысл электронной отчетности для ФНС, если все равно, как возил эти пачки, так и вожу? - пожимает плечами Юра.

ЧЕРНИЛЬНЫЕ РЕКИ, БУМАЖНЫЕ БЕРЕГА

- Под многотонными валами бумаги сегодня задыхаются и государство, и бизнес. По данным Росархива, ежегодно только в государственный и муниципальные архивы поступает от различных организаций 1,3 миллиона дел, - рассказывает ведущий эксперт по управлению документацией компании «Электронные офисные системы» Наталья Храмцовская.

Оценить средний объем дела сложно, но если ориентироваться на толщину 2,5 сантиметра (около 250 листов), то общий вес всей бумажной массы - около 1600 тонн в год. И это только архивы - о внутренней и межведомственной переписке, расходных бумагах вроде «почитать в курилке» речи не идет.

- Число бумажных документов в органах власти составляет как минимум несколько сотен миллионов штук, - считает Храмцовская.

Заместитель гендиректора корпорации ЭЛАР («Электронный архив») Павел Плотников убежден, что российский госсектор необычайно талантлив в размножении бумаги.

- Любой документ обрастает десятками, сотнями листов, версий, копий, все это распечатывается, затем пишутся сопроводительные письма, служебные записки. Точно подсчитать это невозможно, но это реальные тонны бумаги. А в конечном итоге рождается всего один документ - на одном или нескольких листочках, - делится опытом Плотников.

По его словам, для того чтобы произвести на свет документ на одном листе, в госструктуре обычно в среднем составляется еще 10 - 15 бумажек (служебные записки, описи подписавших и т. д.). Которые потом летят в помойку, если не ложатся мертвым грузом в недрах ведомства. Как в поговорке, но только все наоборот - мышь рожает гору.

- Например, в комитете архивов администрации Тюменской области нами было оцифровано 35 миллионов документов, а это всего 7% от общего количества накопленных в регионе документов, - говорит Плотников.

Еще один, хоть и косвенный, но показатель: в 2006 году российский рынок офисной бумаги оценивался в 450 - 500 тысяч тонн. С тех пор потребление даже и не думает сокращаться.

- Суммарный документооборот в одном только Минэкономразвития составляет 200 тысяч документов в год! - приводит пример Павел Плотников.

А в 2011 году, по оценкам аналитиков, нам придется иметь дело с потоками информации в десять раз большими, чем в 2006 году. Так что надежды на хоть какое-нибудь сокращение бумагомарательства практически нет.

Акты, описи и накладные осложняют жизнь не только своим чудовищным объемом - они просто неудобны, а иногда даже опасны. Если верить исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, 7,5% всех бумажных документов организации, будь то коммерческая компания или государственное ведомство, попросту теряются, а 3,5% лежат не там, где нужно. Одна десятая часть вообще не поддается поиску. Представьте себе, что в архиве потерялись материалы уголовного дела. Или налоговые декларации, по которым вы аккуратно отчитывались в течение года. Представили? А теперь подумайте, что будет, если в недрах того же Минэкономразвития потеряется одна из сотен смет госрасходов. Одними потрепанными нервами тут не обойдешься, и потеря влетит в копеечку. Причем в копеечку государству, а значит - налогоплательщикам, то есть нам с вами.

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА...

Говорить о том, что никакой альтернативы бумаге нет и все мы умрем под ворохом справок и писем, было бы лукавством. В 2002 году была утверждена федеральная программа «Электронная Россия», которая, кроме всего прочего, попыталась решить вопрос с бумагами. Но все, как мы видим, безуспешно.

В 2008 году родилась стратегия развития информационного общества, из которой российские чиновники узнали о невиданном заморском чуде - электронном правительстве. Но иностранное ноу-хау ложится на нашу действительность со скрипом. Как говорит аналитик электронных решений, гендиректор Лаборатории интеллектуального анализа данных Иван Бегтин, уровень информатизации в госструктурах сегодня очень низкий:

- Главная проблема - отсутствие электронной цифровой подписи. В федеральных органах власти внедрена она далеко не везде, в региональных и муниципальных - тем более. То же самое и с электронным документооборотом.

Электронная цифровая подпись - то, из-за чего тормозится все электронное правительство и электронный документооборот в том числе. Это аналог собственноручной подписи, который наделяет электронный документ юридической силой. Однако ее признают далеко не все.

- Законы еще несовершенны, - говорит Бегтин, - и решить проблему пока не представляется возможным.

Еще одна проблема - элементарная несогласованность между ведомствами.

- Не существует каких-либо общих стандартов обмена информации, - говорит Бегтин.

ПАСПОРТ ПО ИНТЕРНЕТУ

Заодно с чиновничьей братией было решено облегчить жизнь и рядовым гражданам. Главным детищем информатизации для граждан стал портал госуслуг Gosuslugi.ru. Как предполагали идеологи и создатели сайта Минкомсвязи, этот ресурс должен был здорово облегчить россиянам жизнь.

- Ожидалось, что ресурс даст не только удобство, но и информацию о качестве и количестве госуслуг. Во всяком случае, все это должно было бы появиться, - констатирует Иван Бегтин.

А сейчас есть по большому счету объемистый электронный справочник за $6 миллионов (именно столько денег было потрачено на создание портала). Получить полностью в электронной форме можно всего 12 услуг и подать заявление еще на 59, в то время как их сотни. Претензий к дорогостоящему сайту сомнительной полезности масса: многих органов власти там просто нет, а в информации о тех, что есть, полно ошибок в телефонах, адресах. Да и работа с ним построена как-то странно: для начала надо зарегистрировать личный кабинет, указать свои данные. Через некоторое время (от двух недель до двух месяцев, это уж как повезет) по почте, самой обычной, не электронной, вам придет бумажка с кодом, с помощью которого вы и начнете работать с порталом...

ЧТО ПОЧЕМ?

Корреспондент «КП» решил выяснить, сколько стоит переписка чиновников. В общей сложности страной управляют 77 федеральных министерств, ведомств, служб и других структур. Если брать за эталон Минэкономразвития, то каждое из них в год пропускает через себя около 200 тысяч документов. Даже если представить, что все министерства вдруг стали немногословными и умещают все распоряжения, акты и сопроводительные записки вместе с черновиками на 30 страницах, то получается 462 миллиона страниц, или 924 тысячи пачек офисной бумаги. Чтобы превратить миллионы этих листов в документы, нужен принтер, да не какой-нибудь, а качественный лазерный. Таких принтеров понадобится 9240 штук, потому что печатания более 50 тысяч страниц, как правило, они не выдерживают - приходится менять все механизмы или попросту покупать новые. На печатание такого количества документов придется потратить и 184,8 тысячи самых примитивных картриджей черного цвета.

А теперь считаем, во что обходится бумажная волокита. Средняя стоимость приличного МФУ, которое стоит в российском министерстве, - 130 тысяч рублей, более-менее качественного картриджа - 2500 рублей, пачка офисной бумаги - 200 рублей. Получается, что в общей сложности затраты на печатание документов составляют порядка 2 миллиардов рублей в год. Для сравнения: примерно на эти же деньги ежегодно оказывается оперативная помощь пострадавшим в ДТП, обеспечивается безопасность в метро, ремонтируются подъезды в Москве, а в 2010 - 2011 годах на немногим большую сумму и вовсе рассчитывают профинансировать все проекты российских вузов и научных организаций.

Расчеты, конечно же, примерные - сколько на самом деле документов ежегодно плодят министерства и другие службы, не известно никому. Не говоря уже о том, сколько порой бессмысленной бумаги расходует бизнес.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Комментарий служащего одного из федеральных министерств:

- Письмо от одного ведомства до другого может идти две-три недели, а потом вернуться обратно, потому что вместо отступа на полях в три сантиметра поставили два. Это может быть ничего не значащий документ, но соблюдение правил делопроизводства доходит до идиотизма. Приходится исправлять, и каждая бумажка перепечатывается раз по пятнадцать, это обычное дело. За день в одном кабинете может скапливаться две-три полные корзины черновиков.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

«Сумму можно смело умножать на три»

- С одной стороны, расходная часть российского бюджета составляет 10 триллионов рублей, и 2 миллиарда по сравнению с этим - маленькая сумма. Но если сравнить с расходами на образование, лечение детей, другие социальные нужды, сумма приличная, которую стоило бы высвободить, - говорит Михаил Делягин. - Но 2 миллиарда - это не все реальные затраты, на самом деле они гораздо выше. Есть еще курьеры, которые развозят документы, работники, которые обслуживают оргтехнику, транспортируют бумагу в архив и т. д. То есть эту цифру можно смело умножать на два, а то и на три. А еще с электронным документооборотом все очень легко проверить. Сейчас при любой проверке первым делом горит архив, и концов не найти.