В отличие от ранее описанных способов производственного воровства , эта группа является прямым нарушением закона и легко обнаружима. Метод заключается в подстройке приборов в "нужную" сторону или фальсификации их показаний. В результате образуются излишки, которые и продаются на сторону.

Калибровка счетчиков. Используется на спиртовом производстве и при работе с ГСМ. Например, в аэропортах или нефтебазах таким образом налево уходят сотни тонн нефтепродуктов. Понятно, что то же самое происходит и на автозаправках. Только там масштаб поменьше. Знакомый из крупной нефтяной компании рассказывал историю, как у них был какой-то корпоратив с участием низового персонала. Так его поразил факт, что все как один операторы ТРК пришли в мехах и бриллиантах одетые как кинозвезды. А в обычной жизни операторы топливораздаточной колонки - это невзрачные тетеньки в промасленных комбезах, которые вставляют пистолет в бензобак. А ведь они большую часть левака отдают наверх, так что масштабы воровства можно легко оценить.

Иногда счетчики не калибруют, а сбрасывают показания. Например, водители подкручивают спидометры, чтобы накрутить километраж и списать бензин. Причем некоторые разбирают сам прибор, а некоторые приподнимают домкратом ведущие колеса и включают двигатель на самой высокой передаче. Расход ГСМ минимальный, а колеса крутятся и крутят спидометр (если точнее, то одометр).

Подстройка весов. Чаще всего используется в розничной торговле. Одна многоопытная дама, много лет простоявшая за прилавком, делилась со мной мудростью. Чтобы не рисковать, обвешивая покупателей, лучше заплатить специалисту, который аккуратно вскроет весы и подстроит их на занижение показаний. Некоторые использовали более простые методы типа установки магнитов. Как сейчас "работают" продавцы, я не знаю. Методы контроля тоже не стоят на месте. Но русский пытливый ум в вопросах воровства проявляет невероятную изобретательность... Это к слову о работниках, которые хотят стать предпринимателями.

Фальсификация измеряемого показателя. Например, водитель заезжает на весовую с железкой в кузове. Многие сыпучие грузы возят без упаковки, а взвешивают грузовик до и после погрузки. Если выбросить железку сразу после первого взвешивания, можно получить левый груз массой, равной массе выброшенной железки. Сейчас применяется крайне редко, дорогие сыпучие грузы стали паковать или возить по железной дороге. А дешевые нет смысла воровать. К этой же группе методов относятся приписки водителями лишнего километража, на который списывается ГСМ.

Понятно, что приборы становятся все более умными, а люди - все более тупыми. Приборы усложняются, чтобы манипулировать с ними, нужно все больше и больше специальных знаний. Так что в области воровства технический прогресс явно пошел на пользу человечеству...