Накопительную часть пенсий решено сохранить. Об этом официально объявил премьер Дмитрий Медведев. Это поддержит финансовые рынки, но не решит ни одной проблемы пенсионной системы, а также вынудит правительство еще больше сокращать бюджетные расходы.

«Накопительный элемент сохранится, — заявил премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг. — Мы должны развивать предсказуемую пенсионную систему». Он поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову проконтролировать, а Минфину и Минэкономразвития рассказать, как балансировать бюджет с учетом принятого решения.

Формально премьер-министр положил конец спору о судьбе накопительного элемента.

За окончательную отмену накопительной части пенсии выступал социальный блок правительства. Его аргументы: с одной стороны, это не приносит пользы гражданам, поскольку у вложений, как правило, очень низкая доходность; с другой – не приносит пользы экономике, поскольку практически не вкладывается в реальный сектор.

За сохранение выступали финансовый блок правительства и Банк России, объяснявшие, что пенсионные накопления на данный момент служат фактически единственным источником длинных денег для экономики.

Медведев аргументом за сохранение накопительной части в четверг назвал мнение граждан. И, таким образом, принял сторону финансового блока.

За сохранение обязательной накопительной части пенсии, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, выступают 72% россиян. В первую очередь это люди молодого и среднего возраста (76–78% от 25 до 44 лет) и работающие (76%).

Напомним, что сейчас будущая пенсия россиянина, родившегося после 1967 года, складывается из трех составляющих: страховой (накопления к моменту выхода поделить на 228 месяцев - ожидаемый период «дожития»), фиксированной базовой (устанавливается государством), а также накопительной (накопленное тоже делится на 228 месяцев). Ежегодно правительство индексирует на величину прошлогодней инфляции две из трех частей пенсии — страховую и базовую. Последняя была введена в 2002 году – граждане могли направить ее в негосударственные пенсионные фонды или УК или оставить в системе государственного пенсионного обеспечения – под управлением Внешэкономбанка.

Осенью 2013 года было принято решение переформатировать систему НПФ и потому причитающиеся им деньги были отданы в управление ВЭБу, который должен до конца мая этого года вернуть им порядка 600 млрд руб. за часть 2013 года.

В 2014 и 2015 годах накопительный компонент был заморожен и Пенсионный фонд России расходовал все поступавшие взносы на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

В 2016 году накопительную часть должны разморозить. «Начиная со следующего года накопительная составляющая пенсии будет запускаться, — поясняют в Минфине. — Будут работать пенсионные фонды, которые пройдут проверку ЦБ. Будет создана система страхования. Поэтому все проблемы, которые были два года назад, будут решены».

Сейчас в накопительной системе более 3 трлн руб., в том числе в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) — 1,2 трлн руб. В результате «изъятия» пенсионных накоплений за 2014–2015 годы (т.е. страховых взносов 22 млн клиентов НПФ) пенсионные фонды не получат свыше 1 трлн руб.

Представители НПФ рады, что накопительную часть пенсии решили сохранить. «Насколько хватит средств, выделяемых в пенсионную систему, когда они закончатся — сегодня на этот вопрос никто не ответит. Именно поэтому обязательную накопительную пенсию нужно сохранять», — уверен генеральный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов. «Моральный вред и тем более кризис доверия, возникший после решений о заморозке, были очень существенны», — говорит генеральный директор НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» Сергей Дубинин.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева также считает, что в любом случае вопрос надо было давно решить. «Самое неправильное было бы опять отложить решение или продлить замораживание накопительной части пенсии. Я убеждена, что это было бы ошибкой. Откладывание принятия решения приносит двойное зло – и система не работает, и доверие к этой системе падает».

Впрочем, решение о сохранении накопительного компонента не снимает ни одной проблемы в бюджетной и пенсионной системах.

«Решение о заморозке в 2014–2015 годах накопительного компонента было принято в том числе по соображениям экономии бюджетных средств», — напоминает правительственный чиновник. Федеральный бюджет в итоге сэкономил сотни миллиардов рублей на трансферте в адрес ПФР.

Возврат накопительных средств участникам финансового рынка приведет к росту бюджетных расходов, поскольку правительству придется увеличить размер трансферта Пенсионному фонду. В 2016 году — уже на 350 млрд рублей.

«Общий размер пенсионных накоплений оценивается в порядка 350 млрд рублей. Поэтому на эту сумму будет увеличен по сравнению с текущим годом и трансферт Пенсионному фонду», — пояснил Силуанов.

Минфин вынужден будет в бюджете на 2016-й и последующие годы урезать другие расходы, чтобы не допустить увеличения бюджетного дефицита.

В этом году он составит 2,7 трлн руб. По итогам первого квартала федеральный бюджет недосчитался 813,4 млрд руб.

Нехватку средств правительство планирует покрыть за счет средств Резервного фонда, в котором на 1 апреля этого года находилось 4,426 трлн руб.

По мнению директора Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлии Цепляевой, при неблагоприятной конъюнктуре Резервный фонд может быть практически исчерпан уже в этом году.

Вторая проблема – это нарастание дефицита бюджета Пенсионного фонда России (ПФР). Это происходит и по причине снижения количества трудоспособных граждан, которые платят страховые взносы в пенсионную систему. А также из-за того, что постоянно сокращается число тех работников, у которых нет накопительного компонента (родившиеся до 1967 года), то есть страховые взносы которых де-факто целиком идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

Не решена и проблема обеспечения доходности пенсионных накоплений.

По итогам 2014 года только один НПФ смог показать доходность выше инфляции. Доходность НПФ составила от -5,2 до 42,2% годовых, следует из данных ЦБ. Лучший результат у НПФ «Башкортостан», худший – у НПФ «Урал ФД» («Уральский финансовый дом»), у обоих накоплений менее 1 млрд руб., при таких размерах на результат может повлиять пара операций. ВЭБ, который управляет накоплениями «молчунов», то есть тех, кто не перевел деньги в НПФ и УК, показал доходность 2,68% пенсионных накоплений по расширенному портфелю, по портфелю государственных ценных бумаг — отрицательную. Но и 4,9%, и 2,68% в разы меньше уровня инфляции, который по итогам прошлого года составил 11,4%. У 60 из 87 НПФ доходность выше, чем у ВЭБа.

Кроме того, предстоит выработать еще и механизмы транслирования пенсионных денег в реальный сектор.

Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения по эффективному использованию средств накопительной части. «Имею в виду их использование не только и не столько для погашения дефицита бюджета, но и на поддержку инвестиций, на развитие экономики, особенно в условиях закрытых для нас рынков иностранной финансовой ликвидности», — пояснил Медведев.

Пока пенсионные деньги идут в госбумаги и на депозиты, даже рынок акций их почти не получает. По оценке аналитика Sberbank CIB Андрея Кузнецова, если обязательные пенсионные накопления действительно будут разморожены, это будет очевидно положительным событием для рынков капитала, но рынок акций получит лишь незначительную часть ожидаемого притока средств. «По нашим расчетам, в акции вкладывается лишь 4% «пенсионных» средств. Объем поступлений в программу обязательных пенсионных накоплений оценивается в 350 млрд руб. ($6,6 млрд) в год, то есть рынок акций получит около $250 млн в год, или 0,2% стоимости акций в свободном обращении», — отмечает он.

Механизм использования пенсионных накоплений для финансирования проектов реального сектора очень волнует участников рынка.

«Сейчас, когда принято принципиальное решение о сохранении накопительной пенсии, более важной темой станет программа развития накопительной системы и детали ее воплощения, поэтому очень важным будет 25 апреля, когда президенту представят программу использования средств НПФ для финансирования инфраструктурных проектов», — отмечает Сергей Дубинин.

Еще один принципиальный вопрос, который правительству только предстоит решить, — что делать с накопительным компонентом после 2016 года. «Нужно также сохранить право граждан выбирать накопительную систему после 2016 года, установив по умолчанию размер взносов 6%, а желающим формировать только страховую пенсию – написать соответствующее заявление в ПФР», — полагает Евгений Якушев председатель совета директоров Европейского пенсионного фонда.

В общем, важнейших решений предстоит принять еще очень много, и пенсионная система останется головной болью для правительства как минимум до конца текущего года.