Галопирующая инфляция и опасения массовых увольнений вынуждают россиян урезать домашние бюджеты.

Кризис изменил финансовые привычки россиян — почти три четверти соотечественников (77%) живут в режиме постоянной экономии, свидетельствуют данные ВЦИОМ. По информации социологов, в последний месяц 23% граждан отказались от покупки ряда товаров, пятая часть респондентов признались, что стали приобретать более дешёвые товары. Опасаясь дальнейшего роста цен, 39% россиян стараются покупать продукты впрок.

Ранее соцопрос о состоянии российской экономики проводил Росстат. По информации статистического ведомства, отрицательные изменения в своём материальном благосостоянии отмечают треть соотечественников. Главной проблемой граждане называют галопирующую инфляцию, которая, кстати, в годовом выражении уже приблизилась к 16%.

Сопровождаемый падением реальных доходов населения стремительный рост цен, как и в прошлый кризис, вынуждает россиян отказываться от развлечений. Более половины респондентов (58%) Synovate Comcon готовы экономить на досуге и отдыхе.

О том, как неблагоприятная ситуация в экономике отразилась на отрасли развлечений, АиФ.ru узнал у участников рынка.

Общепит выстоит

Кафе, рестораны, пабы, бары, таверны и прочие заведения общепита особенно чувствительны к экономическим потрясениям. Трудности с ведением бизнеса у рестораторов начались летом прошлого года, когда Москва ввела запрет на импорт продовольственных товаров из стран, поддержавших санкции в отношении России. Затем к проблемам добавился кризис, приведший к снижению покупательской способности населения, и ресторанам по всей РФ пришлось закрываться. Ранее президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров заявил, что с декабря в одной только столице закрылось порядка 900 ресторанов.

«Основная проблема ресторанного бизнеса в кризисное время — это смена меню без предварительного "объявления войны" клиенту. Цены вырастут примерно на 30–50%. Посещать реже рестораны москвичи не стали, но заказ по меню уменьшился в разы. Кризис заставит закрыться рестораны разных ценовых категорий, и цены точно повысятся в тех ресторанах, где закупка продуктов питания производится не в России, но то, что люди не изменят свои привычки в силу экономности, — это точно», — считает генеральный директор агентства «Communicator Creative Events» Егор Доброгорский.

По данным генерального продюсера праздничного холдинга «КнязевЪ» Сергея Князева, уровень посещаемости снизился только в среднем сегменте. Заведения типа «фаст-фуд» и рестораны класса «люкс» сохранили уровень посещаемости, утверждает он. «Скорее количество выхода одного человека в рестораны сократилось. Ресторанный бизнес в России набрал темп развития и свою аудиторию, как раз начиная с кризисных 1998–2000, воспитав не одно поколение посетителей, в привычках которых укоренились встречи с друзьями в кафе и ресторанах, местом для свиданий и деловых встреч часто тоже выбираются рестораны. Прогнозируемый один год нестабильности вряд ли существенно изменит отношения ресторан-посетитель», — уверен Князев.

Кроме того, как отмечает эксперт, не изменился кардинально и средний чек в ресторанах. «В среднем сегменте он составляет порядка 2000–2500 рублей без учёта алкогольных напитков. Сложная ситуация сейчас именно с алкоголем, так как цены на него выросли и не все готовы платить за это удовольствие, это ясно видно по ценовой политике заведений и их бонусам для клиентов», — подчёркивает он.

Назад, в восьмидесятые

Если ситуация на ресторанном рынке, как утверждают эксперты, относительно терпимая, то сложнее обстоят дела в клубной и концертной сфере. По словам продюсера проекта «Arfasound» Яны Хурумовой, со стороны музыкантов сейчас активно усиливается тенденция проведения квартирников. Всё дело в том, что в условиях кризиса даже самые известные артисты опасаются не собрать стадионов, объясняет Хурумова.

«Многие музыкальные коллективы, как в старые добрые 80-е годы, начинают устраивать квартирники, арендуя небольшое помещение, которых в столице сейчас достаточно приличное количество», — рассказала Хурумова АиФ.ru.

С тем, что возвращается мода на квартирники, согласен Егор Доброгорский. «Во-первых, всё новое — это хорошо забытое старое. Во-вторых, это действительно дешевле и является интересной альтернативой времяпрепровождения для эконом- и среднего сегмента», — указывает он.

Что касается корпоративных праздников, то тренд на экономию в этой области специалисты фиксировали ещё в прошлом году, в преддверии Нового года. Как рассказали эксперты АиФ.ru, бюджеты на новогодние корпоративы в основном урезались на 40–50% по сравнению с расходами в 2013 года.

Эта тенденция будет развиваться дальше, признают эксперты. «Корпоративные мероприятия и частные вечеринки не отменятся совсем и будут проводиться, но скромно и без особых излишеств. 2015 год дал старт новому "старому" стилю — теперь в моде винтаж. Самый простой пример — это торжество в обычной квартире, стилизованной под советскую эпоху. Костюмированная вакханалия на гостях (начиная от пионерских галстуков и заканчивая различными вариантами спецодежды), специальная музыкальная подборка, различные конкурсы, розыгрыши, аукционы, игры», — рассказывает Доброгорский.