Как говорил кот Матроскин из мультика «Трое из Простоквашино»: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное». А вы собираетесь продавать что-нибудь ненужное? Нет? Так зачем тогда вы Это (что-нибудь ненужное) покупаете?

Ответы всегда разные и… всегда похожие. Основной мотив: «думал (думала) пригодится, а потом…» Так и собираются в наших жилищах склады всяких ненужностей, на которые деньги потрачены, а толку с этого хлама нету. И выбросить жалко. Продавать «что-нибудь ненужное» у нас как-то не принято. Так и живём, спотыкаясь об эти ненужности в гаражах, шкафах, кладовках, автостоянках.

Подсчитал как-то, что на ближайшей автостоянке почти 20% машин так и не выехали за ворота в течение всего лета. Пятая часть! То есть хозяева не только выбросили деньги на покупку столь дорогостоящей «ненужности», но и продолжают выбрасывать… Умом этого не понять, во всяком случае моим…

Так что же делать, чтоб не попасть, как многие наши граждане, на увещевания продавцов, рекламы и общественного мнения? Я так думаю, только покупая нужное и… не покупая ненужного. Все просто и одновременно очень и очень сложно.

А как определить-то? Вряд ли взрослый, адекватный человек в трезвом уме будет покупать заведомо ненужную ему вещь. Естественно, вся ненужность выявляется уже потом, после покупки. Значит, главное для разумной, экономичной и оптимальной траты денег – задаться вопросом: «А нужно ли мне Это?» Ответ, как вы понимаете, всегда будет положительным. А если чуть-чуть переформулировать вопрос: «А является ли вещь (товар, услуга) необходимой жизненно? Могу ли я без нее обойтись хотя бы короткое время?»

Главное тут – второе предложение. Все товары и услуги создаются для удовлетворения какой-либо жизненной необходимости. Но различие – жить вообще без холодильника (сломался старый) и купить еще второй холодильник. Первый вариант однозначно подразумевает покупку нового. А второй? А может, за продуктами почаще ходить, а покупать поменьше? А вдруг у соседа холодильник полупустой, может, с ним договориться?

А если… Вопрос очень неоднозначный. Итак, приступим к формированию нового покупательского мышления, при котором сторонние «гипнотизеры» в виде супруга (супруги), родных, знакомых, телевизора и «общественного мнения» как можно меньше влияли на желание выбросить, пардон, потратить очередную порцию денег на «что-нибудь ненужное».

1. Итак задаем себе вопрос, уже озвученный выше: «А является ли вещь (товар, услуга) необходимой жизненно? Могу ли я без нее обойтись хотя бы короткое время? Хоть чуть-чуть?» Это чуть-чуть можно продлевать практически до бесконечности и… деньги будут целы, и дополнительных расходов не купленная вещь никаких не потребует. А если тянуть уже некуда?

2. Обойтись все-таки нельзя… Вещь эту купить надо было еще вчера. Что делать – сломя голову нестись покупкой? Нет-нет, подождем. Бездарно потратить деньги и дурак сможет. Первый вопрос должен быть не «Сколько это стоит?», а «Сколько стоит покупка плюс обслуживание?» Пример – покупка автомобиля человеком, у которого никогда не было машины. Сам помню, сколько денег еще пришлось потратить, кроме запланированных на заветную покупку, процентов на 20 больше точно!

3. Итак, расходы примерно (или более-менее точно) подсчитаны. Что надо делать? Покупать? Ещё рано! Сначала надо изучить альтернативные предложения. Может, есть более дешевый вариант. Так, например, в случае с автомобилем: если автомобиль берется для поездок на работу, то может, вместо этого воспользоваться услугами чувака из соседнего подъезда, который ездит в ту же сторону в то же время? Альтернативу можно найти всегда, надо лишь трезво взвесить плюсы и минусы.

4. Все, решено! Именно это и надо покупать, жизнь не терпит, надо покупать и срочно! Подождите… А может, распродажа есть где-то? Или поторговаться можно, или в рассрочку беспроцентную. Конкуренция, 21 век на дворе. Ищите и обрящете.

5. Обязательно подумайте, как можно использовать Это для получения дополнительного дохода. Не только денежного. Да, телевизор приносить деньги заставить тяжело, а вот холодильник огромный… Почему бы соседу не хранить часть продуктов у вас, а он вам тоже что-нибудь полезное сделает… Ты – мне, я – тебе. Просто предложите людям «что-нибудь нужное». Уговорить, я думаю, будет нетрудно, себя-то вы уговорили, в конце концов.

6. Покупаем. Обязательно торгуйтесь. Особенно при крупных покупках – телевизоры, компьютеры, холодильники, автомобили. «А в соседнем магазине (автосалоне, выставочном центре и т.д.) мне предложили дешевле. На сколько можно уменьшить итоговую стоимость?»; «У вас платная доставка? Ну, бросьте вы эти барские замашки, у всех уже давно доставка в мой район бесплатна!»

Важно лишь соблюсти один нюанс: вести такие переговоры с менеджером, имеющим право принимать такие решения, и желательно вести их «с глазу на глаз», чтобы услуга была оказана только для вас. Чем больше вы «мурыжите» продавателя, тем больше у вас в руках психологических козырей.

7. Возможен и такой вариант, когда вам предлагают товар «с супер-пупер более улучшенными потребительскими свойствами». Никогда не соглашайтесь сразу на такую покупку! Никогда, никогда, никогда. Все это надо спокойно обдумать, просчитать и не в магазине, а в более спокойной обстановке, когда вы вышли из-под влияния продавца, на вас не действует психологический прессинг других покупателей, которые «смотрите, тоже купили вот Это». Возможно, вам повезло и действительно то, что вам предложили, будет лучшим вариантом, но такое случается довольно редко. Думайте! Пока деньги в ваших руках, время работает на вас!

8. Обязательно помните о ваших законных правах. Согласно закону РФ «О правах потребителя» любой товар (за небольшим исключением) можно вернуть обратно, не объясняя причин возврата, если Это вас не устроило. Пользуйтесь! Ничего зазорного, постылого и ужасного в таком возврате нет!

Уфф, тяжело... Да не тяжелее, чем зарабатывать деньги, которые другие выбрасывают на «что-нибудь ненужное». Постепенно эти действия войдут у вас в привычку и пользоваться главным правилом разумной экономии будет гораздо легче.

Автор: Михаил Груздев