Рост российской экономики будет ниже общемирового уровня. В следующем году, по оценкам Центрального банка, темп роста может быть около 2 %. О том, что в ближайшее время будет с инфляцией в стране и с российским банковским сектором, в эксклюзивном интервью рассказала глава Банка России Эльвира Набиуллина.

- Эльвира Сахипзадовна, прежде всего хотелось бы у вас узнать, какие оценки состояния мировой экономики звучали на заседании Международного валютного фонда и Всемирного банка и как на этом фоне выглядит Россия?

- Основной вопрос, который обсуждался на разных мероприятиях в Вашингтоне, - это состояние мировой экономики, состояние отдельных стран. И оценки в основном сходятся. Мировая экономика начала восстанавливаться, но восстановление это очень медленное и пока достаточно хрупкое. Ожидается повышение темпов роста в американской экономике. И то, что Евросоюз от рецессии перейдет уже к экономическому росту. При этом отмечается, что больший вклад в экономический рост на новом этапе начнут давать развитые страны.

Развивающиеся страны сейчас немного снижают свои темпы роста, хотя они, конечно, выше, чем в развитых странах. Несмотря на то что цифры положительные, существует большая озабоченность высоких темпов безработицы во многих развитых странах. Высокий уровень государственного долга. Во многих странах так и не решена эта проблема. Возникают вопросы о устойчивости тенденции экономического роста. Что касается развивающихся стран, конечно, всех беспокоят последствия отхода от мягкой денежно-кредитной политики в Соединенных Штатах Америки и в Евросоюзе. Не секрет, что во многом мировая экономика после острой фазы кризиса 2008-2009 года росла за счет денежно-кредитной политики. Это позволяло расти многим видам активов.

Такая мягкая денежно-кредитная политика, она имеет тоже очень негативные последствия: большой риск надувания финансовых пузырей и большой риск серьезной коррекции, волатильность притоков-оттоков капитала и соответствующие изменения курсов валют. Поэтому последствия долгосрочные от такого изменения политики в развитых странах, влияние на развивающиеся страны, в целом на экономический рост, они обсуждались в Вашингтоне.

Что я хотела бы подчеркнуть. Если сравнивать обсуждения, которые были летом в Москве в рамках "двадцатки", была встреча министров финансов, председателей центральных банков, и тогда была очень резкая реакция на планы Соединенных Штатов Америки, возможно, с осени начать снижать покупки ценных бумаг в рамках программ количественного смягчения. Была очень бурная реакция рынков. Во время этих обсуждений министров финансов, председателей центральных банков очень тревожно звучал вопрос последствий, что будет с мировой экономикой. Очень опасно раньше времени выйти из этих программ количественного смягчения.

Мне кажется, в этот раз в Вашингтоне больше внимания обращалось на последствия слишком долгого сохранения политики количественного смягчения, что эта политика действительно может привести к надуванию финансовых пузырей, к возникновению системных рисков. На это надо очень внимательно смотреть. Конечно, это очень сложный вопрос. Слишком рано плохо, слишком поздно тоже плохо. Но в любом случае по мере экономического роста, по мере выздоровления экономики должна сворачиваться, и страны должны переходить к более традиционным мерам денежно-кредитной политики.

- Как смотрится Россия на этом фоне?

- К сожалению, темпы роста российской экономики снижаются, они положительные, но они снижаются. И в этом году, видимо, темп роста экономики будет ниже, чем среднемировой. Обычно мы росли выше, чем рос весь мир. Но, видимо, в этом году у нас темпы роста будут ниже. Следующий год, по оценкам Центрального банка, темп роста может быть около 2 %. У правительств оценки чуть выше. Но мне кажется, здесь проблема не в разности наших оценок, не в разности прогнозов, а в том, что нам нужно новое качество экономического роста. Нам нужны не просто кратковременные, такие краткосрочные высокие темпы роста, а нам нужна устойчивая динамика экономики России. И этот рост должен быть основан прежде всего на повышении эффективности нашей экономики, производительности труда, диверсификации нашей экономики. И на это нацелена и денежно-кредитная политика Центрального банка России.

- Сейчас прежде всего беспокоит ситуация вокруг американской экономики. Договорятся ли республиканцы с демократами, повысят ли лимит государственного долга 17 октября. Как на фоне происходящего в США выглядят перспективы российского рубля?

- То, что происходит в Соединенных Штатах Америки, будь то возможное сокращение программ количественного смягчения или ситуация с бюджетом, с государственным долгом, это отражается на экономике практически всех стран в мире, в том числе и на российской экономике. Российская экономика - достаточно открытая экономика. Ожидания, связанные с долгом, с пределом, государственного долга, они привели к некоторому ослаблению курса доллара. Здесь скорее надо говорить не об укреплении курса рубля, а об ослаблении курса доллара.

С другой стороны, ожидание выхода из программ количественного смягчения может привести к укреплению доллара. Поэтому здесь абсолютно разнонаправленные факторы, они могут по-разному влиять на рубль. И в целом на рубль влияет много факторов. И то, что творится в Соединенных Штатах, как будет вести себя доллар, и то, как будет себя чувствовать платежный баланс России, прежде всего торговый баланс, связанный с ценами на нефть. Эти факторы могут накладываться друг на друга, и их совокупное действие может быть абсолютно разным. Говорить о каких-то прямо ярко выраженных тенденциях, наверное, сложно. Поэтому курс рубля может колебаться. Но такие колебания уже происходят на протяжении нескольких последних лет. И экономические субъекты в целом привыкают, что такие колебания курса происходят.

- Но 50% Резервного фонда России инвестированы как раз в американский долг. На ваш взгляд, насколько уязвимым сейчас является Российский резервный фонд? Необходимо ли предпринимать какие-то шаги? Конечно, как глава Центрального банка вы не имеете права говорить о своих дальнейших планах, потому что это просто обрушит рынок. Но тем не менее, что вы ожидаете?

- Я считаю, что Соединенные Штаты Америки все-таки проблему свою решат. И 17 октября, та дата, которая многих беспокоит, она будет пройдена, с наименьшими последствиями для мировой экономики. Я думаю, что именно так и случится, потому что нерешение этого вопроса негативно скажется прежде всего на самих Соединенных Штатах. Я не вижу больших рисков на данный момент, в связи с тем что у нас часть резервов находится в американских ценных бумагах.

- И в продолжение экономической темы. Президент Путин недавно заявил о том, что инфляция в России в ближайшие годы должна быть на уровне 5% и ниже. Какие меры для этого будет предпринимать Центральный банк и возможно ли это?

- Я считаю, это абсолютно реально. Мы ожидаем инфляцию в конце этого года на уровне 6%. И вполне реально в течение года снизить инфляцию еще на один процентный пункт. Именно для этого мы хотим переходить к политике инфляционного таргетирования, потому что считаем, что пока у нас в стране достаточно высокая инфляция. Она высока и для граждан, они чувствуют это постоянно на своих расходах, но этот уровень инфляции достаточно высокий и для наших предприятий. Потому что если нужно делать инвестиционные проекты, безусловно, при низкой инфляции больше предсказуемость окупаемости инвестиционных проектов. Это абсолютно необходимое условие для нашей экономики снижать инфляцию.

У Центрального банка есть возможности, проводя денежно-кредитную политику, устанавливая уровень процентных ставок, вести к тому, чтобы инфляция снижалась. У нас в стране есть одна особенность, которая, может быть, меньше проявляется в других странах, у нас в инфляции действительно очень большая доля так называемых администрируемых цен, цен на услуги естественных монополий, ЖКХ, продовольственных цен, которые очень волотильны. Тем не менее то решение, которое приняло правительство о сдерживании цен на услуги ЖКХ, хотя принято решение не о замораживании, но все-таки темпы роста услуг ЖКХ будут ниже инфляции. Это будет способствовать тому, чтобы инфляция постепенно снижалась.

Мы рассчитываем на то, что замораживание тарифов на услуги естественных монополий приведет к снижению издержек во всей экономике. У нас очень высокие издержки в экономике. Это также положительно скажется на инфляции. А мы будем проводить соответствующую денежно-кредитную политику, для того чтобы инфляция укладывалась в тот коридор, который мы прогнозируем, и постепенно снижалась. На следующий год мы для себя целью ставим 5%, через год – 4,5%, затем 4%. И я рассчитываю на то, что мы сможем достичь этих целей.

- Давайте поговорим о проблемных банках. С 30 сентября Центральный банк отозвал лицензию у банка "Пушкино", и в итоге Агентство по страхованию вкладов вынуждено было выплатить вкладчикам банка рекордную сумму – 20 миллиардов рублей. Это банкротство стало крупнейшим в российской истории. Насколько, на ваш взгляд, велики риски повторения такой ситуации?

- Первое, что я хотела бы сказать и на что хотела бы обратить внимание, в целом банковская система России, она финансово устойчивая. Второе, у нас создана работающая система страхования вкладов граждан в пределах 700 тысяч рублей, включая и проценты по вкладам. И эта система позволяет защитить права граждан, права вкладчиков. У нас сейчас достаточно большое количество банков - 950 банков. Не скрою, среди них есть проблемные банки, и есть банки, которые живут с проблемой, к сожалению, не один год. И мы этими проблемными банками занимаемся. Мне кажется, в интересах всех очистить банковскую систему от таких проблемных банков, деятельность которых во многом угрожает правам граждан, правам вкладчиков, правам кредиторов этих банков.

Мы для себя выделили две категории банков, с которыми работаем сейчас достаточно плотно. Первое, это банки, которые через себя проводят сомнительные операции по выводу денег за рубеж, по обналичиванию сумм, которые связаны с невыплатой налогов и так далее. И такую работу по тому, чтоб банковская система очищалась от таких банков, которые нарушают законодательство, проводим. Вторая группа банков, которые себя чувствуют недостаточно устойчиво, те, которые привлекают деньги граждан, юридических лиц, а затем вкладывают их в достаточно высоко рискованные проекты. Такие банки тоже есть. Они сейчас находятся под плотным контролем Центрального банка.

Мы даем возможность собственникам этих банков исправить ситуацию, вместе с ними согласовываем планы финансового оздоровления, предлагаем это сделать в течение полугода, в сложных случаях до года. И если собственник ответственный, финансово устойчивый собственник, он в состоянии это сделать, и банк выходит на нормальную траекторию развития. Но если, конечно, собственники таких банков не идут навстречу, мы будем сначала ограничивать им операции на рынках, а второе, выводить с рынка.

Это абсолютно необходимый элемент нашей работы, потому что банковская деятельность - это не просто бизнес за свой счет, когда человек рискует своими деньгами. Все-таки банкиры привлекают деньги граждан и должны очень ответственно подходить к тому, куда вкладываются эти деньги. Мы, например, встречаемся с банками, и я иногда слышу: у нас плохой кредит, нам его плохо обслуживают, но мы кредитуем сельскохозяйственные предприятия, мы кредитуем инвестиционные проекты, крупные инфраструктурные проекты. Логика понятна. Банки кредитуют реальный сектор экономики. Но не надо забывать, что они кредитуют эти проекты, привлекая деньги граждан. И поэтому не должны брать чрезмерные риски на себя.

Но хочу сказать, что таких банков не очень много, и в целом беспокоиться о финансовом состоянии банковской системы нет необходимости. Но вот для того, чтобы эта проблема не стала большой, мы работаем с конкретными банками.

- А можете ли вы рассказать, какая часть российских банков является именно такими проблемными?

- Не хотелось сейчас называть количество банков. Там идет проверка. Мы прежде всего мы работаем на политику оздоровления этих банков. Если будут выявляться такие случаи, не будем закрывать глаза, чтобы проблема существовала годами, она все равно разрешится. То есть нарыв, он все равно когда-то вскроется. И главное, не доводить до такого состояния, что надо будет выплачивать большие деньги из Агентства страхования вкладов.

- И в продолжение темы с мошенничествами, Центральный банк заявил о том, что фальшивые пятитысячные купюры стали лидерами среди подделок в третьем квартале. И сейчас некоторые банки через свои банкоматы просто не принимают эти купюры. Насколько, на ваш взгляд, эта ситуация критична, и можно ли ожидать таких крайних мер, как изъятие пятитысячных купюр из оборота?

- Конечно, пятитысячные купюры никуда из оборота не уйдут. Такой серьезной проблемы я не вижу. Есть небольшие локальные проблемы. Некоторые банки своевременно не озаботились тем, чтобы оснастить все свои банкоматы, все платежные терминалы такими устройствами, которые позволяют считывать признаки подлинности купюр. Решили сделать это сейчас. Думаю, что они смогут эту проблему решить в течение нескольких дней, для того чтобы и соответствующие банкоматы принимали такие купюры. В любом случае эти купюры принимаются в офисах банков. Мне кажется, здесь гражданам опасаться нечего. Нормальная деятельность банков - бороться с фальшивомонетчиками. Они, наверное, всегда были и есть. Хотя хочу сказать, вот по нашей статистике, доля таких фальшивых купюр или фальшивомонетничества падает последние годы. Но то, что банки принимают эти меры, это правильно..

- И последний вопрос. Президент объявил об изменении регулирования пенсионных фондов. И сейчас этими функциями будет заниматься мегарегулятор на базе ЦБ. Какие шаги необходимо для этого предпринять?

- Для того чтобы мегарегулятор начал предпринимать шаги, прежде всего нужно, чтобы было принято соответствующее законодательство. Такие законопроекты подготовлены. Большая часть их внесена в Думу. Еще предстоит обсуждение в Думе. После этого мы должны будем принять и собственные документы, которые будут вводить механизмы реализации закона.

Наша основная деятельность будет посвящена первое время проверке негосударственных пенсионных фондов на соответствие их новым правилам. Потому что вводится абсолютно новая для пенсионной системы система страхования пенсионных накоплений аналогично системе страхования банковских вкладов, о которой мы говорили, и которая играет свою позитивную роль, повышая доверие к банковской системе.

Мы нуждаемся в том, чтобы было повышено доверие и к пенсионной системе, к системе пенсионных накоплений. И хочу сказать, что, конечно, за системой пенсионных накоплений будущее. Это система, которая позволит гражданам самим накапливать средства на обеспечение своей старости. Граждане смогут делать выбор между надежными негосударственными пенсионными фондами. Если они захотят, они смогут оставить эти деньги и в пенсионном фонде. В принципе, развитие накопительной пенсии - это стратегически очень правильное направление. И хотела бы сказать, оно важно и с точки зрения нашего экономического развития. Потому что одна из проблем нашего экономического развития - это недостаток долгосрочных сбережений, скажем так, тех долгосрочных сбережений, которые могли бы финансировать наш устойчивый рост. И пенсионные накопления – это один из таких источников, и мы, безусловно, должны его развивать. Мы будем принимать заявления от негосударственных пенсионных фондов в эту систему страхования, проводить проверку надежности этих негосударственных пенсионных фондов, включая в том числе финансовое состояние, деловую репутацию собственников, соответствие менеджмента квалификационным требования и также деловой репутации. Потому что как и в банковской сфере, так и в системе негосударственных пенсионных фондов очень важно наличие ответственного, абсолютно добросовестного собственника и квалифицированных и добросовестных менеджеров. Мы будем проводить также проверку на отсутствие офилированности с разными структурами, наличие соответствующих стандартных продуктов, которые нужны для финансирования пенсий, стандартных пенсионных продуктов. Но все это будем делать после принятия закона. Мы ожидаем, что законы будут приняты в осеннюю сессию, и мы с 1 января начнем эту работу. Мы сейчас параллельно к ней готовимся и рассчитываем, что к 1 января 15 года те негосударственные пенсионные фонды, которые подадут заявления в первые полгода, могут быть нами проверены и включены в систему страхования пенсионных вкладов.

- Успехов вам. И большое спасибо за интервью.