Теперь договоры с клиентами будут писать на понятном языке

Когда деньги текут рекой

В социальных сетях гуляют очередные финансовые драмы. Вот одна из типичных.

«Как я попал на проценты. Понадобилась мне вторая дебетовая карта. На первую я зарплату получаю. Пошел в банк, оформил, положил деньги. За балансом карты особо не следил. Ну не потрачу же больше, чем там есть, правда. Оказалось, потрачу... На днях позвонили из банка и заявили, что я просрочил кредит и должен им 3 тысячи рублей только штрафа. Говорю: вы с ума сошли, у меня кредита никогда не было. Долго ругались. Выяснилось, что карта моя была с «двойным дном». То есть я мог тратить больше, чем хранилось моих средств на карте, то есть уходить в минус. И легким движением руки карта превратилась в кредитную. Причем с грабительскими ставками. После долгих перебранок удалось часть штрафа списать, но проценты все равно остались. Так что будьте внимательны, не попадайтесь на этом трюке».

«Двойное дно», или же, говоря банковским языком, овердрафт, - условие, при котором вы действительно можете тратить больше, чем у вас есть, но также определенную сумму. С самого начала, как только появилась эта опция, ее предоставляли зарплатным клиентам. Получалось удобно: если перед получкой остаешься на мели, можно перехватить у банка. И этот долг автоматически погашался, когда на карту переводили зарплату.

Но в последнее время банки решили распространить эту услугу на обычные дебетовые карты. Но не всех клиентов предупреждают об этом «двойном дне». Точнее, в договоре информация есть, вот только такими витиеватыми финансовыми терминами...

Навести порядок

На самом деле не все так запущено. Вы вспомните времена, когда все банки рекламировали кредит под 1%, а то и вообще совершенно бесплатно. Когда тысячи граждан только через какое-то время обнаруживали, что они должны огромные суммы, и на деле процентная ставка доходила до 70% годовых. Реальные условия были прописаны мелким шрифтом на 50-й странице договора.

И тогда ЦБ потребовал от банков в обязательном порядке прописывать реальную эффективную ставку.

Теперь этап следующий: ЦБ рекомендует банкам объяснять понятным языком, какие продукты человек получает.

Опасения регулятора возникли не на пустом месте, уверен Даниил Маркелов, аналитик Инвесткафе.

- За последние 5 лет количество исков о взыскании задолженности перед банками увеличилось в 50 раз, так что опасения Банка России весьма серьезны, - говорит Маркелов. - Подобная динамика также говорит о том, что кредитные организации достаточно активно пользуются юридической безграмотностью своих клиентов. Вследствие чего я считаю данную рекомендацию регулятора достаточно актуальной.

По словам эксперта, ЦБ должен насторожить тот факт, что в этом году пластиковые карты стали пользоваться особой популярностью среди населения. Так, за 6 месяцев этого года объем выданных дебетовых карт вырос на 28%, а кредитных - на 41%.

СОВЕТ «КП»

Карточные правила

● Внимательно читайте договор (уж простите за банальность).

● При оформлении кредитной или дебетовой карты обязательно подключите SMS-оповещение.

● Чтобы не просрочить кредит, подключите себе услугу «напоминать о платеже», которую предоставляют многие банки.