Кажется, кипрская история научила только одному – что в офшорах опасно, можно очень легко потерять средства. На самом деле, инцидент на Кипре гораздо более глубок по своему смыслу.



Текстовая версия

Василий Колташов, экономист

"Кажется, что Кипр научил только одному – что в офшорах опасно, потому что можно очень легко потерять средства. На самом деле, инцидент на Кипре гораздо беле глубок по своему смыслу. Дело в том, что финансовый кризис в Европе, а может быть, и во всем мире перешел в новую фазу. Точнее говоря, это даже не фаза развития финансовых проблем у банков – это фаза решений по сохранению финансовой стабильности. На Кипре мы видели, что поддержание стабильности банков было куплено ценой изъятия средств у вкладчиков.

Уже давно европейские банки перешли на государственную ренту. Основным источником доходов этих банков стали государственные долговые бумаги – не работа на рынке, не предоставление кредитов, не покупка ценных бумаг – а паразитирование на государственных отчислениях. В Европе это факт. Однако уже сейчас видно, что этого оказывается недостаточно. Потому что реальная сфера экономики в Евросоюзе распадается, кризис движется с юга на север. Кризис уже явно ощущается во Франции, является фактом, и этот факт вызывает раздражение французского общества по отношению к правительству социалистов. Ни с того, ни с сего вместо того, чтобы заниматься реальными проблемами – занимается проблемами каких-то браков для сексуальных меньшинств. В тоже время Европейский Союз выработал определенную политику - это политика поддержания банков любой ценой. И вопрос в том, какой может оказаться эта любая цена на следующем этапе распада экономики, когда основная задача правительств и администрации Европейского Союза будет в том, чтобы спасти банки во что бы то ни стало. Это могут быть средства вкладчиков, и здесь надо точно представлять себе, что это могут быть средства не всех вкладчиков. Так на Кипре был опробован определенный механизм изъятия средств у вкладчиков, прежде всего иностранных, потому что капитал имеет в Европе, как и всюду, разную степень привилегированности. И когда мы читаем в экономических учебниках фразу о свободе передвижения капитала, о правовом равенстве – то это все конечно в теории, на практике всегда с этим есть проблемы. Если экономическая ситуация хороша, стабильна, если есть рост, то проблем здесь как правило нет. Но когда идет распад, то проблемы неизбежно возникают, и здесь уже не раз европейские чиновники заикались о том, что они могут применить кипрские механизмы «решения проблем», как они это называют в других странах.

Какие это могут быть страны? Это могут быть Греция, Португалия, может быть, Словения или Словакия, могут быть такие страны. Но я полагаю, что серьезная угроза существует и в Швейцарии, потому что когда кипрский инцидент разразился, начались такие разговоры в деловых кругах, что Кипр – это неправильный офшор, а Швейцария – это правильный офшор. Этот уровень анализа как раз на уровне Винни Пуха, который пытался разобраться, где правильный мед, а где неправильные пчелы. Проблема в том, что все банки покупали долговые бумаги, все банки так или иначе пытаются существовать за счет государственной ренты. Но поскольку это оказывается с одной стороны не всегда достаточным (более того – чем далее, тем менее достаточным), им придется изыскивать средства. Европейский Союз не намерен печатать евро в неограниченном масштабе. Очень часто в России экономисты, испорченные представлениями о работе периферийной экономики, думают, что Европейский Союз на все те вопросы будет отвечать эмиссией, как и Соединенные Штаты, им тоже это приписывают. Но они не стараются этого делать. Они стараются предоставлять банкам твердые деньги, потому что банки не хотят получать фантики, они хотят получать настоящие, не обесценивающиеся деньги. Поэтому вопрос о стабильности евро и доллара для правительств стоит, и они стараются национальные валюты не обваливать.

Другое дело, что они все равно вынуждены прибегать к услугам печатного станка, но так или иначе изъятие средств у разного класса вкладчиков могут быть применены в ближайшие годы. Как это может выглядеть? Ну, во-первых, могут быть обложены налогом счета граждан. Вряд ли будут приняты решения покуситься на счета и крупных европейских компаний, здесь им, скорее всего нечего бояться. Но, тем не менее, европейским средним слоям есть чего опасаться, потому что, вообще-то говоря, политика жесткой экономии в Европейском Союзе призвана отжать сбережения, в том числе и сбережения у европейских граждан в пользу финансового сектора. Это очень хорошо происходит на юге, и это обеспечивает неплохую ренту для банков в Еврозоне. Однако могут быть предприняты атаки и на иностранный капитал, который вдруг будет обличен в тех или иных пороках - недостаточно чистый, недостаточно белый, недостаточно свой, недостаточно обладающий лоббистскими возможностями в Европейском Союзе. Это все вполне возможно.

Именно к этому стоит готовиться российским компаниям, потому что именно это реалистичный сценарий в условиях развивающегося в Европе экономического кризиса. И по правде говоря, не стоит думать, что Европейский Союз не осмелится пойти на такие решения. Он как раз осмелится, и нужно быть к этому готовым, потому что именно Европейский Союз продавил на Кипре принятие жёстких решений по изъятию средств вкладчиков."