Forbes продолжает присматриваться к самым известным российским бизнесменам из своего рейтинга. Каким образом связано богатство Романа Абрамовича и его интерес к современному искусству. И может ли спрятаться за тщеславием тонкий вкус?

Forbes публикует серию статей о российских нуворишах. Из-за бугра по-прежнему присматриваются к российским капиталам и жизни, и пытаются бороться с собственными стереотипами. В конце концов, капиталистический мир уже давно лучше социалистического лагеря. И в чем бы богатство нашей огромной страны не выражалось, деньги не пахнут. Другой вопрос, что свое эстетическое "фи" желают сказать многие. Однако не всегда богатство символ безвкусицы.

На этот раз интерес Forbes привлек Роман Абрамович, человек, которого большинство иностранных граждан знают как участника рейтинга миллиардеров издания (9 место среди россиян и $13,4 млрд), а также владельца футбольного клуба "Челси". Кроме того, известен Р.Абрамович как спонсор главного труда своей подруги Даши Жуковой - комплекса современного искусства "Гараж" в Москве.

Но предмет обсуждения российского олигарха коснется других моментов. Forbes интересует, может ли человек, обладающий такими роскошными яхтами, иметь при этом тонкий вкус.

В прошлом году Р.Абрамович приобрел яхту "Луна" 115 метров длиной, олицетворение тщеславия - с двумя вертолетными площадками, пуленепробиваемыми стеклами и массивной коммуникационной башней. Это вторая по величине яхта в мире, что особенно забавно, поскольку первой самой большой яхтой также владеет Роман Абрамович.

Не то, чтобы усердие в морском деле Р.Абрамовича нужно воспринимать отрицательно, однако на прошедшем Венецианском биеннале произошло именно так. Р.Абрамович и Дарья Жукова решили посетить смотр современного искусства в Венеции на "Луне", пришвартовались и тем самым преградили значительную часть тротуара на набережной. Итальянцы были раздражены - вид на залив Сан-Марко был безнадежно испорчен. Вот как откликнулась Guardian на приезд российского олигарха: "Первым осудил присутствие огромной яхты Абрамовича мэр Венеции - Джорджио Орсони, который обещает ввести налог на такие яхты как Луна. "Яхты становятся слишком большими и блокируют виды города", - заметил он. "На таких яхтах приезжают и осматривают Венецию бесплатно, но бассейн Сан-Марко становится похож на автостраду и необходимо ограничивать движение", - добавил мэр Венеции.

Марко Паолини, совладелец Кафе "Флориан" на площади Сан-Марко, посетители которого основали в 1895 году Биеннале, назвал присутствие яхты Р.Абрамовича "идиотским". "Здесь столько прекраснейших мест, отчего людям приходится обходить полгорода в поисках вида, да и вообще смысл приезжать со своим домом", - заметил он.

Впрочем, венецианцев раздражает всякое судоходство на просторах их небольшого города, а не только Р.Абрамович. Другой вопрос, что достаточное претенциозный приезд российского бизнесмена воспринимается европейцами в духе демонстративного показа богатства и снобизма, что соответствует мнению о безвкусных нуворишах при минимуме манер и вкуса.

Вспомните, например, Томаса Манна "Смерть в Венеции", когда угрюмый и слабый Гюстав фон Ашенбах сидит на венецианском пляже и разглядывает окрестности, пока не спотыкается взглядом о ….русских:

"Слева, перед одной из кабинок, стоявших поперек к остальным и к морю и с этой стороны замыкавших пляж, расположилось русское семейство: бородатые мужчины с крупными зубами, вялые и рыхлые женщины, девица из прибалтийских провинций, которая, сидя у мольберта, с возгласами отчаяния писала море, двое добродушно некрасивых детей, старая нянька, повязанная платком, с угодливыми повадками рабыни. Они благодарно наслаждались жизнью, без устали окликали непослушных, заигравшихся детей, - шутили, благо в запасе у них имелось несколько итальянских слов, с комичным стариком, у которого покупали сласти, целовали друг друга в щеки, нимало не заботясь о наблюдающих эту интимность".

Эти громкие, хаотичные в поведении русские с уродливыми зубами, и даже детьми показаны в романе снова и снова. И это в очередной раз показывает, с каким отвращением воспринимали чопорные европейцы русских. Книга, опубликованная в 1912 году, показывает, что, по сути, мало что изменилось. Столетие спустя русские и их добытые нечестным путем деньги, поведение моветон не дают европейцам повода воспринимать нас по-другому. Как пишет издание, в 2007 году немцы даже ограничили количество виз для россиян.

На деле получается, что шальные деньги русских и, их слаборазвитый вкус делает подобные шутки, претензии и литературные приметы легким трудом для нетерпимых европейцев. Ну да это не новость, рассуждает издание.

Ради восстановления справедливости автор этой заметки Джулия Иоффе обратилась за разъяснениями по поводу истории в Guardian к агенту по связям с общественностью Романа Абрамовича Джону Манну (к Томасу не имеет отношения, шутит автор). И вот что он сказал: "Дарья Жукова - дочь известного русского магната, уже оказала значительное влияние в мире искусства, успешно открыв первую в Москве галерею современного искусства на месте старого автобусного парка. И сейчас она помогает Р.Абрамовичу открыть новый комплекс искусств за $400 млн на острове, который он арендует в Санкт-Петербурге", - рассказал он.

Таким образом, Романа Абрамовича в Венеции не было, завершает автор "Московских дневников" Forbes.

Кстати, по данным Artnews Роман Абрамович вошел в десятку крупнейших коллекционеров мира за прошлый год. В частности, в прошлом году он приобрел картины Фрэнсиса Бэкона за $86 млн и Люсьена Фрейда за $33 млн.