Реформа электроэнергетики зашла в тупик. Недовольны все: инвесторы, правительство, промышленные потребители и население — каждый по-своему. Кажется, что противоречия настолько велики, что без пострадавших не обойтись.

Инвесторы, вложившие в покупку генерирующих энергоактивов миллиарды долларов, разочарованы: правительство продолжает ограничивать тарифы на электроэнергию, не дает зарабатывать деньги, на которые инвесторы рассчитывали. По плану реформы с 2011 г. вся электроэнергия для промышленности должна была продаваться по свободным ценам. На деле этот объем не превышает 35%.

Все остальные решительно недовольны ростом цен. Правительству, которому в выборный год особенно дорога социальная стабильность, очень не нравится быстрое удорожание электричества для населения. Население, понятное дело, тоже не радуют большие счета за электричество. А промышленных потребителей сильно раздражают не только сами по себе растущие цены, но еще и необходимость доплачивать по 200 млрд руб. в год за население. Происходит это благодаря договорам «последней мили», которые придумали реформаторы РАО ЕЭС в 2006 г.

При разделении энергетики по видам бизнеса магистральные сети высокого напряжения отошли Федеральной сетевой компании (ФСК), а распределительные — межрегиональным сетевым компаниям (МРСК). Большинство крупных потребителей получают энергию по сетям высокого напряжения (ФСК), а МРСК достаются небольшие компании и население. Но они не могут обеспечить МРСК нужную выручку — их расходы на энергию еще при РАО субсидировали крупные потребители.

После реформы этот объем субсидирования нужно было как-то перенести на крупных потребителей, причем в привязке к региону. Так и возникла схема с «последней милей»: ФСК отдает в аренду МРСК небольшой участок магистральной сети. Из-за этого потребитель вынужден платить за передачу энергии не только ФСК, но и МРСК, тарифы которой выше. Предполагалось, что это будет временная мера — до 2011 г. А потом государство как-то избавится от перекрестного субсидирования — например, введет адресную систему поддержки льготников и малоимущего населения. Но этого сделано не было, и срок отодвинули на 2014 г.

К сетевым компаниям все больше претензий — как со стороны потребителей, так и со стороны генерирующих компаний и правительства. Тарифы на передачу энергии растут гораздо быстрее, чем тарифы на ее производство: до 60% платы конечного потребителя за электричество достается сетям, тогда как за рубежом наоборот: 60% тарифа приходится на генерацию.

Поэтому внимание руководителей страны приковано именно к сетевому хозяйству — правительство видит там большие резервы для замедления роста цен на электричество.

Сети принадлежат государству. Приватизация сетевых компаний, особенно в пользу иностранных инвесторов, могла бы принести в отрасль не только необходимые инвестиции (cети изношены на 70%, на модернизацию нужно 280 млрд руб. ежегодно в течение 10 лет), но и передовое корпоративное управление и технологии, рассуждают чиновники во главе с президентом Дмитрием Медведевым.

В первую очередь иностранцы могли бы сделать сетевой бизнес более прозрачным. Отдать иностранцам распределительную сетевую компанию правительство хочет хотя бы для того, чтобы наконец узнать — сколько на самом деле стоит эта услуга и сколько сейчас переплачивают потребители.

Бюджеты сетевых компаний очень значительные и одновременно самые непрозрачные в отрасли. К примеру, объем перекрестного субсидирования еще пять лет назад был на 50% меньше — поэтому промышленные потребители обвиняют сетевиков, что те часть денег, предназначенных на компенсацию тарифов населению, забирают себе.

Реальная стоимость строительства, технического обслуживания и эксплуатации распределительных сетей — тайна за семью печатями. Тарифы раздуваются из-за непрозрачной системы выбора подрядчиков, сметы на строительство сетей завышены минимум на 20%, объясняет руководитель Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Экономить на эксплуатации сетей не получается. К тому же из-за их изношенности очень велики потери. Современные технологии автоматизированного управления, которыми располагают иностранные компании, помогают существенно снизить издержки при эксплуатации. Правильный режим работы сетей может существенно снизить расходы.

В пятницу государственный «Холдинг МРСК» объявил, что передаст французской ERDF в управление Томскую распределительную компанию. Это, конечно, не приватизация, но у правительства теперь есть возможность выяснить реальную стоимость услуг сетевых компаний. Вопрос только в том, какие решения будут приняты на основе этой информации.