Урезанные премии сотрудников, отсутствие сахара на чайном столике и даже – пардон! – закончившаяся туалетная бумага – это сигналы к тому, что ваша компания яростно борется с издержками. Идиотизм? Спокойно! Есть как минимум пять более маразматических примеров войны с расходами.

Стукнувший в 2008 году мировой финансовый кризис поднял спрос на директоров с финансовым уклоном. Оно и понятно: при всей их занудности, прижимистости и мелочности никто лучше них не умеет бороться со всеми типами издержек. «Косторезы» ощутили свою власть и, похоже, не собираются отдавать ее без боя. Эти маньяки борются за каждую копейку и бывают ненавидимы наиболее прогрессивной частью коллектива, которая понимает, что с такими директорами о новых рубежах, финансовых перспективах и личностном развитии в рамках компании придется забыть.

Но иногда «косторезы» действительно перегибают палку. Сайт Cracked.com знакомит жителей интернета с чудовищным и беспощадными случаями практики «экономистов». E-xecutive публикует этот список с небольшими сокращениями, опуская типично американскую «клинику».

Авиакомпании считают капли топлива и ремонтируют самолеты липкой лентой

Киты индустрии воздушных перевозок старательно убеждают общественность в том, что самолеты – самый безопасный транспорт в мире. И, мол, даже поминавшийся кризис этому помехой не стал. Ой ли? Из-за рецессии и снижения активности пассажиров авиаперевозчики почувствовали себя неважно и начали экономить буквально на всем. И речь совсем не о том, чтобы перевести бортовой рацион с говяжьих стейков на куриные. Экономия начиналась радикальная: руководство давило на пилотов, чтобы те с максимально высокой точностью высчитывали объем необходимого для полета топлива. Ведь поскольку лишнее горючее делает самолет тяжелее, что не способствует повышению рентабельности перевозок. Пилоты протестовали, ведь принудительный секвестр горючего снижает безопасность полетов. Апогеем кампании по борьбе с «костами» стала история 2008 года с рейсом до Нью-Йорка, когда командир воздушного судна пожелал заправить самолет несколько большим количеством топлива, объяснив просьбу погодными условиями. Пилоту, естественно, отказали. Результат — экипаж сажал лайнер при сухих баках: двигатели работали практически на одних керосиновых парах.

Впрочем, горючее — не единственная статья экономии на безопасности перевозок. В 2002 году много шума произвела история с использованием липкой ленты для... заделки дырок в крыльях самолетов. Да, такой незамысловатый ремонт, когда отверстия в обшивке заклеиваются специальным скотчем, разрешается, но балансировавшая на грани банкротства United Airlines слишком уж им злоупотребила: самолеты на клейкой ленте совершили 193 рейса. Вот вам и самый безопасный транспорт в мире.

Медицинский аутсорсинг в индийском исполнении

Про то, что врачи проводят за спасением жизней пациентов лишь 1% рабочего дня, занимая 99% времени заполнением всевозможных бумаг, знает каждый, кто смотрел хотя бы одну серию «Доктора Хауса». Другое же обстоятельство — использование лечебными учреждениями (во всяком случае американскими) аутсорсеров-индусов — афишируется не так широко. В целях экономии госпитали сокращают неклинический персонал и отдают делопроизводство тем, кто сделает эту работу дешевле, чем штатные специалисты. Но дешевле — не значит лучше. Аутсорсеры частенько не имеют хотя бы элементарных знаний, поэтому для них в порядке вещей спутать «гипотонию» с «гипертонией» и написать «неврологический» вместо «урологический». Никто не считал, сколько смертей вызвали эти ошибки, но трагические случаи наверняка имели место быть.

Ампутация дешевле, чем лечение

Еще одна очень правдивая околомедицинская страшилка была подслушана редакторами Cracked в Греции. Страна балансирует на грани дефолта, там и сям вспыхивают социальные волнения, Евросоюз невнятно отвечает на мольбы о помощи, а правительство Греции готовится к жесточайшей экономии. «Косторезы» начали с бюджетников. Теперь инвалидам, больным сахарным диабетом и страдающим синдромом диабетической стопы, не положена специальная обувь. Это значит, что в целях экономии больным предлагается либо решить вопрос с обувью самостоятельно, либо — если средства не позволяют - ампутировать ступни. Выходит, именно инвалиды-диабетики затащили страну на дно долговой ямы.

Платная «горячая линия» для желающих свести счеты с жизнью

«Завихрения» на почве экономии приводят к тому, что на очередной пример творчества «косторезов» не понятно как смотреть — то ли смеяться, то ли плакать. Австралия — страна загадок. Одна из них, наряду с кенгуру, - телефонная служба психологической поддержки, которая догадалась тарифицировать звонки обращающихся. Среднее время общения с оператором — от 20 до 60 минут. Количество звонящих в службу неизвестно, однако есть данные, что в следующем году оно увеличится на 50%. Гм, неплохо. Особенно если учесть, что минута соединения со службой психологической помощи стоит один австралийский доллар. Услуга «секс по телефону» имеет аналогичные расценки.

Должники в огне

В сентябре 2010 года в провинциальном городке в одном из домов произошел пожар. Вызванные по телефону спасатели приехали на место происшествия, но приступать к ликвидации возгорания они не спешили. Но при этом вели себя странно — проливали соседние здания, сдедя за тем, чтобы огонь не распространился на строения рядом. Таким образом огнеборцы позволили дому пострадавших сгореть дотла. Разумеется, огонь уничтожил все имущество. Когда разгневанные погорельцы обратились к руководители пожарного подразделения с претензией на бездействие его подчиненных, шеф со спокойствием Будды ответил: пострадавшее семейство - злостные должники и не спешат платить принятый в США взнос ($75 в год) за услуги пожарной охраны. Ну а нет, как говорится, и суда нет.