Федеральная антимонопольная служба уже давно озабочена рекламой кредитных продуктов, в которой, то все сравнения в превосходной степени, то ставки без комиссий выглядят слишком уж привлекательно и неправдоподобно. Антимонопольщики внесли в правительство поправки, согласно которым банки обязуют указывать крупным шрифтом реальную стоимость кредитов и унифицировать договора с условиями по ссудам.

О планах Федеральной антимонопольной службы (ФАС) повысить конкурентоспособность рекламы банковских продуктов на прошедшем Международном банковском форуме в Сочи рассказала "Коммерсанту" начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева. При этом заинтересовались условиями по кредитам в ФАС довольно давно. Некоторые за это время даже успели отказаться от комиссий, тем же, кто не захотел этого вовремя сделать, эксперты настоятельно советуют.

Ранее ФАС уже предложила внести изменения в закон о рекламе, запретив использование слов в превосходной степени. Законопроектом предлагалось запретить использование в рекламе слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "первый", "единственный" и словосочетаний с их использованием, а также выражений "номер 1", "N 1", "лидер", "главный" и слов, образованных от них.

ФАС отмечает, что данные словосочетания также широко используются при рекламе различных финансовых услуг: "самый доступный кредит", "лучший кредит", "самые низкие ставки", "самые выгодные условия". "При этом сравнение используется, как правило, за указанный в рекламе период либо на территории какого-либо региона, однако реклама создает впечатление о достоверности такого сравнения при любых обстоятельствах", - подчеркивали в ФАС.

На этот раз антимонопольщики решили заняться вплотную конкретными условиями по кредитам.

"Мы подготовили, согласовали со всеми заинтересованными ведомствами и направили в правительство поправки к закону "О рекламе", которые обяжут банки при указании в рекламе процентной ставки по кредиту указывать тем же шрифтом рядом и его полную стоимость",- сообщила Ю.Бондарева изданию. Сейчас такая обязанность банков в законе напрямую не прописана. "Закон в его текущей редакции требует от банков при указании одного из существенных условий по кредитам указывать и остальные - срок, размер, ставку, комиссии, но не полную стоимость, а из этих данных, обычно указанных в рекламе мелким шрифтом, сложно составить полное впечатление о том или ином банковском продукте, что не способствует здоровой конкуренции",- пояснила Ю.Бондарева.

Для повышения информативности банковской рекламы Ю.Бондарева предложила также сделать договоры потребительского кредитования типовыми - все банки должны будут в определенном месте определенной страницы единообразно, шрифтом одного размера, указывать полную стоимость кредита. "Сейчас одни банки указывают полную стоимость кредита в начале договора, другие в конце, третьи не указывают, выдавая заемщику отдельный документ о полной стоимости кредита. В результате потенциальному заемщику сложно сравнить договоры разных банков, чтобы определить, у кого условия лучше",- объяснила Ю.Бондарева.

Заметим, что борьбу за прозрачность стоимости банковских кредитов регуляторы, в том числе ФАС, ведут много лет. ЦБ рекомендовал банкам раскрывать эффективную процентную ставку по потребительским кредитам с 1 июля 2007 года. В 2008 году ЦБ вменил банкам в обязанность раскрывать полную стоимость потребительских кредитов, указывая ее в процентах годовых.

Однако все это время большинство банков балансировали между требованиями регуляторов и привлекательностью своих кредитов. Как указывает издание, ряд банков - в том числе лидеры рынка экспресс-кредитования "Русский стандарт" и ХКФ-банк - отказались от дополнительных комиссий. Весной этого года об отмене всех комиссий заявил Сбербанк. Но во всех трех случаях можно проследить логику.

Взять кредит в банках экспресс-кредитования быстрее и проще всего. А кредиты "самого народного" сохраняют одни из самых низких ставок на рынке, к тому же Сбербанк следует всем предписаниям регулятора. Другой вопрос, что для остальных банков вопрос конкуренции остается основным, отсюда и щедрые рекламные предложения.

А в результате выходит, что у некоторых игроков номинальные ставки по отдельным кредитам составляли 12-33% годовых, а полная стоимость этих же кредитов - 43-74%.

Новое предложение ФАС вынудит банки уже в рекламе наглядно показать потенциальному заемщику, сколько он на самом деле переплатит за кредит из-за дополнительных комиссий, серьезно снизив эффективность банковской рекламы. Очевидно, что в такой ситуации в выигрыше окажутся банки, оперативно отказавшиеся от взимания таких платежей.

Впрочем, эксперты указывают как один из путей обхода требований ФАС, создание имиджевой рекламы. Кроме того, решение о том, брать кредит или нет, потребитель принимает не в момент ознакомления с рекламой, реклама только привлекает внимание.