Российский рынок рекламы в 2008 году принес рекордные объемы денежной массы в СМИ. По данным комиссии экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), индустрия собрала 267 млрд руб. с ростом 18% по сравнению с 2007 годом. Свои коррективы из-за глобального финансового кризиса внес четвертый квартал, смазавший многие показатели. Участники рынка считают цифры прогнозируемыми и видят в динамике перераспределения бюджетов между медианосителями положительную тенденцию, приближающую структуру рынка нашей страны к развитым западным странам.

Наибольшие объемы ожидаемо пришли на телевидение - 137,6 млрд руб., что на 22% больше предыдущего года. "Уже в сентябре прошлого года стало понятно, что прогнозы экспертов в части роста рынка телевидения на 26% не оправдаются, - комментирует официальный представитель РЕН ТВ Антон Назаров. - Четвертый квартал внес свои коррективы, и мы получили вполне ожидаемую цифру". В отношении 2009 года г-н Назаров не готов говорить об оптимистичном сценарии: "Скорее всего цифры будут совершенно другими, поскольку большая часть прошлого года в целом прошла на волне роста". По его мнению, картина этого года может иметь обратный характер - спад в начале года может смениться как минимум стабилизацией к его концу.

Отрицательную динамику показали сегменты радио и рекламные издания печатных СМИ - минус 6% и минус 1% соответственно, что эксперты объясняют перетеканием бюджетов в другие медиа - Интернет и New media. Без учета контекстной рекламы рынок Интернета вырос на 43%, собрав 7 млрд руб., а New media - на 45%, до 4,5 млрд руб. "В максимальном росте Интернета и New media сказалась очевидная потребность рынка в этих медианосителях, а самый большой рост можно объяснить отчасти меньшими базовыми цифрами, оттого процент роста получился больше", - считает президент OMD MD PHD Group Дмитрий Бартенев.

Эксперты уверены, что при сохранении существующей динамики структура российского рынка приблизится к развитым западным странам. Управляющий директор коммуникационной группы Aegis Media/OKS Андрей Брайович считает, что в целом в рублевом эквиваленте оценка АКАР выглядит справедливой, он называет 18-процентный прирост рынка скорректированным показателем: "Индустрия ожидала, что рынок вырастет более чем на 20%". По его мнению, бурное развитие Интернета позволяет прогнозировать прирост данного сегмента и в дальнейшем. Г-н Брайович отмечает увеличение рыночной доли Интернета и ТВ: "Увеличение доли Интернета и ТВ произошло в том числе и в результате кризиса благодаря перераспределению бюджетов". Эксперт считает, что при сохранении существующей динамики структура российского рынка приблизится к медиаландшафту развитых западных стран. "В 2009-м в наиболее выигрышном положении останутся ТВ и Интернет, - полагает и Дмитрий Бартенев. - Клиенты с меньшими бюджетами или узкими целевыми аудиториями будут увеличивать процент затрат в digital, а крупные игроки, FMCG будут по возможности оставаться и усиливать свое присутствие на ТВ в ущерб наружной рекламе, прессе и радио".

По словам директора по исследованиям агентства Mediaedge:cia и Maxus, входящего в холдинг GroupM, Константина Вашенцева, данные АКАР очень близки с цифрам ноябрьского отчета GroupM, который многие эксперты тогда посчитали заниженным. "Сегодня видно, глобальный кризис оказал наибольшее влияние на рынок в четвертом квартале 2008 года. Серьезно "просел" даже интернет". Россия, по его мнению, зависит от денег крупных западных рекламодателей и поэтому улучшения ситуации на нашем рынке следует ждать только после стабилизации экономической конъюнктуры на Западе.