О том, как финансовой кризис скажется на медиаиндустрии, о роли личности в деле развития рунета и многом другом – в наиболее интересных отрывках из интервью сайту iToday.ru делится владелец и руководитель интернет-проекта LiveInternet Германа Клименко.

- В своем блоге вы демонстрируете оптимистичное отношение к кризису.

- Недавно мы с одним из моих приятелей обсуждали, как бы нам назвать новую фирму. Придумали такое название – МСНВК. Расшифровывается эта аббревиатура очень просто – мы спляшем на ваших костях.

- На мой взгляд, наименее пострадавшей областью бизнеса в легальной экономике России (нелегальная никогда не страдает, она всегда процветает) во время нынешнего кризиса будет хайтэк. В 2000 году был сброшен пар, и хайтэк неплохо получил по морде. Сейчас же пострадают только те компании, у которых, например, раздут штат. А основная масса неплохо переживет этот период. Лично я планирую остаться в той лодке, пассажиры которой будут наблюдать за тем, как тонет и расчищается хайтэк-рынок в России. Потом мы причалим к берегу с оставшимися деньгами и все там скупим.

- Вы ведете блог в ЖЖ, но при этом являетесь владельцем Liveinternet. Почему?

- Когда я стал чаще бывать в ЖЖ, я стал понимать то, что старый спор об аудитории ЖЖ и Liveinternet.ru не имеет никакого смысла. Я прихожу к выводу о том, что аудитория на двух блогхостингах абсолютно одинаковая. ЖЖ, если копнуть поглубже, имеет ровно ту же аудиторию, которая посещает мой сайт. Хотя на поверхности, конечно, обитают другие персонажи, потому что изначально ЖЖ создавался на базе нормальных вменяемых интернетчиков. И лично для меня он сейчас что-то вроде «Моего круга» – записной книжки деловых контактов. И не факт, что я его долго буду вести.

- Да и в Liveinternet.ru у меня есть свой блог. Вести два блога одновременно – вполне обыденно. Если раньше и возникали споры о том, может ли человек быть одновременно и в ЖЖ, и в Li.ru, и в Я.ру, и в блогах Mail.ru, то сейчас уже очень много таких людей, которые есть везде. Например, телевизионный ведущий Соловьев ради PR ведет вообще все (понятно, что не сам). Да и большого греха, на мой взгляд, в том, что человек присутствует сразу в нескольких блогхостингах, нет. Главное, чтобы у всех росла аудитория.

- Если рассматривать аудитории сайтов глобально, то становится понятно, что люди везде одинаковые, а вот сервисы разные. Например, есть в рунете РБК, который покупает трафик. Мы понимаем, что РБК – отхожее место, на котором все топчутся, поэтому его я и беру в качестве примера. И есть великолепная, выдающаяся, чистая аудитория bfm.ru, который просто не может рассказать о том, где он покупает трафик, потому что все его запинают. Но, с другой стороны, ему же тоже хочется продавать рекламу.

- Откуда у вас такая нелюбовь к Антону Носику, бывшему руководителю проекта ЖЖ?

- Мне кажется, что у него серьезная зависимость от ЖЖ. Гордыня по поводу того, что именно он участвовал в его создании, породила ненависть Носика к Li.ru. Как Клименко посмел создать Li.ru, украв идею ЖЖ?! Я действительно ничего нового не придумал. К тому же, полагаю, что те, кто придумывают что-то новое, остаются нищими, а те, кто адаптирует отработанные решения, как раз и процветают.

- Был еще один подводный камень. В СУП Антон отвечал за покупку Li.ru. Видимо, с тех времен у него остались некие претензии, потому что он думал, что покупка удастся. Но она не удалась. За что он, наверное, и получил в СУПе по башке.

- Были и другие желающие приобрести ваш сайт. Не жалеете о том, что сделка так и не свершилась?

- Среди желающих приобрести мой сайт была и компания РБК. Но я не жалею о том, что так и не продал Li.ru. Вопрос в цели, которую я преследую. Если бы у меня была цель заработать денег, я бы продал сайт. Но моя цель не в том, чтобы заработать денег, а в том, чтобы заработать много денег.

- Я понимаю, что, обладая информацией, я, наконец, смогу поучаствовать в распиле рекламных денег. Сфера, в которую меня до сих пор не пускали всякие носики. Я планирую полностью поменять модель продажи рекламы в интернете. Сейчас продается место на сайте. А я предполагаю научиться продавать посетителя, чтобы рекламодатель пришел и сказал мне: я хочу продать рекламу мужчине-юристу, в возрасте от 30 до 40, с доходами от 40 тысяч долларов в год – и я смогу продать ему именно эту аудиторию, вне зависимости от того, на какие сайты ходят люди этой категории. Что-то похожее уже делают телеканалы, когда предлагают своим клиентам рекламное время внутри какой-либо программы.

- Что будет дальше с Rambler?

- Умрет потихоньку. Несколько лет назад в газете «АиФ» мне рассказывали о том, что подписчиков у них вроде бы много, но их количество уменьшается пропорционально смертности. Вот у Rambler примерно такая же ситуация. У него была аудитория, которая по-прежнему остается с этим поисковиком, и которая даже стоит денег, но она не растет, потому что новички идут либо в Яндекс, либо в Google. И до тех пор, пока установка в Rambler на то, что «мы успешная процветающая компании с внутренней корпоративной перепиской на английском» не изменится, проблемы Rambler будут продолжаться.

- В рунете наконец обратили внимание на детскую аудиторию; например, РБК запустил социальную сеть Twidi. Что вы, как отец, хотели бы видеть в интернете для своих детей?

- И не только РБК, ВГТРК тоже запустил социальную сеть «Мир Бибигона». Я делал для этого сайта софт. И вы представляете, когда я предложил своим детям – пятнадцатилетнему сыну и тринадцатилетней дочери – зарегистрироваться там, они наотрез отказались. Я вообще считаю, что делить аудиторию на детей и не-детей в рунете неправильно.

- В рунете продолжается борьба между «Одноклассниками» и «Вконтакте». Кто эту борьбу выиграет?

- Тот, кто научится продавать рекламу, тот и победит. Вообще, весь шок социальных сетей заключается в том, что сайты с примитивным софтом и идеей, которую мог реализовать любой, неожиданно завоевали огромную популярность среди пользователей. При этом социальные сети имеют такую же аудиторию, как очень сложно технически устроенный «Яндекс». Но при этом возвратность, например, на «Одноклассниках» среди пользователей гораздо выше.

В социальных сетях люди сидят с утра до вечера. И утром им можно продать зубную пасту, в обед – биржевой терминал, а вечером – водку. При этом недовольных популярностью социальных сетей участников рынка успокаивает то, что ни «Одноклассники», ни «Вконтакте» не умеют продавать ту массу пользователей, которую они набрали. Сейчас покупать рекламу на этих сайтах невозможно. Дробных вещей там не существует, а купить миллион показов – все равно, что выбросить деньги на ветер. Потому что показы сгорают со скоростью звука. Победит только один, как только придумает такую же революционную модель продажи рекламы, как контекстная реклама.