Неужели когда-то великое американское автомобилестроение умирает? «Большая тройка» на пороге грандиозного банкротства, продажи падают, производство свертывается. Распродаются «дочерние» марки, закрываются предприятия по всей стране (и за ее пределами), сокращаются миллионы рабочих мест… Больной безнадежен и речь идет о гуманной эвтаназии? Своего рода ответ на экзистенциальный вызов дает NAIAS (North American International Auto Show – международная североамериканская автовыставка) 2009: наверное, еще никогда в 100 с лишним летней истории знаменитое мотор-шоу не готовилось в столь минорном настроении.
Нет, не подумайте: 11 января, когда залы детройтского Cobo Convention Center открылись для представителей СМИ, там блистало множество разнообразных экспонатов. Великолепный праздник автомобилестроения: завораживающий дизайн, техника передового края, дерзкие прототипы и модели, готовые в серию, - от продуцентов со всего бела света.
Однако, что характерно, NAIAS 2009 недосчиталась целого ряда абонементных участников детройтского мотор-шоу прошлых лет. В Cobo Center нынче нет экспонатов от Ferrari и Land Rover, от Mitsubishi и Nissan, от Porsche, Rolls-Royce и Suzuki; едва ли не бойкот… На самом деле все проще: глобальный финансово-экономический кризис заставил многих подсократить представительские расходы. Хотя, скажем, Ferrari, Nissan и Porsche вовсе не жалуются на слабые итоги года; видимо, у них свои соображения.
Так или иначе, число «отказников» в новом году рекордное. Неудивительно поэтому, что по количеству дебютов и премьер Детройт 2009 уступает прошлогоднему мотор-шоу (где обнародовано, как принято считать, 58 новинок) – на 12-15 экспонатов. Что ж, тем самым освободились площади в главных выставочных залах, и туда теперь продвинулись, например, экспонаты китайской BYD Auto. Ветер с Востока…
NAIAS 2009 в самом разгаре (до 25 января), а предварительные итоги уже подводятся. Обозреватели американского еженедельника AutoWeek традиционно выбирают «звезд» мотор-шоу; вот и теперь они назвали 4, по их мнению, выдающихся экспоната. Самый значимый, лучший прототип, самый прикольный – и, само собой, «гвоздь» выставки. Их выбор – вовсе не истина в последней инстанции, тем не менее, он интересен и показателен. Взгляните.
Самый значимый
Конечно же, Ford Taurus 2010 модельного года; или кто сомневался? Для американцев «торус» много лет оставался седаном № раз, а выпущенный в 2005 ему на замену Five Hundred сколько-нибудь заметного успеха не добился, и его пришлось переименовать в … Taurus V поколения. Как полагают у Ford Motor, выхода в свет нового «торуса» ожидают сотни тысяч потенциальных покупателей. Уже летом седан пойдет к североамериканским дилерам; тогда и выяснится, насколько оправданы надежды.
Позволит ли Taurus 2010 переломить крайне неблагоприятную для Ford Motor рыночную тенденцию? Переднеприводная легковушка призвана сыграть в Северной Америке примерно ту же – спасительную для концерна - роль, что и компактная Fiesta в Европе. Способен ли новый «торус» на подвиг? Давайте присмотримся к дебютанту поближе.
Автомобиль создана на платформе «премиального» Lincoln MKS – с колесной базой в 2868 мм. При немаленькой длине (5154 мм) Taurus перешел из среднегабаритных седанов в полногабаритные и получил V-образную 24-клапанную «шестерку» Duratec 35 с рабочим объемом 3,5 л, уже проверенную на шасси V поколения. Цельноалюминиевый двигатель развивает до 265 л.с. (SAE «нетто») и работает с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом», который допускает – в исполнении SelectShift – принудительное управление подрулевыми переключателями.
В ближайшей перспективе «торуса» новая фордовская «шестерка» Ecoboost (того же литража): как ожидается, с bi-турбонаддувом двигатель сможет выдавать 350+ л.с. – на уровне доброй 5,5-литровой «восьмерки». Веяния XXI века. У «торуса» VI поколения полноценная ходовая (Lincoln!), богатое оснащение, продвинутая техника «активной» и «пассивной» безопасности. Солидная, вместительная и комфортная легковушка - при сравнительно доступной цене (от 26 тыс. долл. в базовой версии).
А главное, - свежая стилистика. Элегантная внешность, интерьер, оформленный в спортивном ключе. Как выражается ведущий дизайнер Moray Callum, новый «торус» не просто семейный седан, а вдохновенный автомобиль. Во всяком случае на обозревателей AutoWeek он произвел именно такое впечатление. Исключительно значимый экспонат – и для Ford Motor, и для многочисленных посетителей выставки. Особенно из США и Канады.
Редакция CarExpert.ru: Автомобили мира отдает должное новой фордовской модели и предлагает обратить внимание на другой экспонат мотор-шоу: компактный седан от китайской BYD Auto. Легковушка F3DM с «гибридным» бензин-электрическим силовым агрегатом, первая в мире крупносерийная модель plug-in («от розетки»), - то есть, ее тяговый аккумулятор подзаряжается от электросети общего пользования. Именно то, что General Motors и Toyota Motor обещают в обозримой перспективе.
Год назад автомобилестроители из КНР выставили в Детройте среднегабаритный «гибрид» F6DM, а в Женеву привезли модель размерного класса C (колесная база – 2600 мм). С середины декабря F3DM уже пошла в продажу в Поднебесной. Теперь на NAIAS 2009 состоялась заокеанская премьера прогрессивной легковушки – с дальним прицелом на обширный североамериканский рынок.
PR-специалисты ловко обыгрывают бренд BYD как Building Your Dreams (воплощая ваши мечты). И если вы мечтаете об экономичной и экологичной легковушке, то F3DM, возможно, как раз то самое. Под капотом у седана силовая установка dual mode («двойной режим» - отсюда DM): литровый 3-цилиндровый д.в.с. на бензине и альтернатор электрической мощностью 50 кВт. Альтернатор заряжает литий-феррум-фосфатную батарею (патент BYD Group) емкостью 20 кВт-ч; передние колеса автомобиля приводятся 75-киловаттным тяговым э-мотором, который выдает до 400 Нм крутящего момента. Само собой, от 0 оборотов.
С места машина трогается в режиме EV (electric vehicle – электромобиль) – на одной только э-тяге. На малых скоростях так и катаетесь – до 100 км пробега! Если же нужно прибавить в динамике (или дозарядить батарею), автоматически пускается д.в.с.; режим HEV (hybrid electric vehicle – автомобиль с «гибридным» силовым агрегатом). Причем э-энергия от альтернатора идет на аккумулятор и на тяговый э-мотор; прямой механической связи между д.в.с. и ведущими колесами нет. Так называемая «последовательная» схема, особенно выигрышная в городских условиях движения. Ну, а когда нужна полная отдача, силовой агрегат переходит в «параллельный» режим EV+HEV: д.в.с. крутит ведущие колеса через механическую трансмиссию – плюс запасенная э-энергия, которую аккумулятор сбрасывает на тяговый э-мотор. Всего до 125 кВт/170 л.с. мощности; при снаряженном весе 1560 кг F3DM способен разогнаться с места до 100 км/ч быстрее, чем за 11 сек., объявленная максимальная скорость – 150 км/ч.
Между прочим, те из автомобилистов, кто не наматывает в день и сотню километров, могут обходиться одной только дозарядкой тяговой батареи, - не навещая АЗС. По сведениям от BYD Auto, в режиме EV «гибридный» компакт расходует в среднем 16 кВт-ч э-энергии на 100 км пробега. Практически бесплатно… Аккумулятор полностью заряжается (от бытовой 220-вольтовой сети) за 7 час., - допустим, по ночному тарифу. Тогда как 50-процентная «заправка» от мощного зарядного устройства (на местной АЭЗС) займет лишь 10 мин.
Впечатляет, хотя никакой загадки в китайском прорыве нет. BYD Auto – одно из «дочерних» предприятий BYD Group, крупнейшего в мире продуцента никель-кадмиевых аккумуляторов (65% международного рынка) и литий-ионных батареек для «мобильников» (30% рынка). Так что и флаг им в руки: экономично, экологично, в ногу со временем. Как видно, автомобилестроители КНР взяли на вооружение лозунг сталинских пятилеток: «Перегнать, не догоняя!». И ведь перегонят; до конца года у BYD Auto намерены выпустить 180 тыс. F3DM. В 2010 уже 350 тыс. - с распродажей по всему свету. А еще F6DM – плюс чисто электрический «переходник» (crossover) e6, тоже представленный в Детройте; наполеоновские замыслы.
Одно только но: замечательный F3DM обойдется покупателю на 6 тыс. долл. дороже, чем обычный F3 с 1,6-литровой бензиновой «четверкой». Посчитайте, как скоро сбережение горючего окупит лишние 6 тыс. «зеленых». Даже если «гибрид» расходует по жизни втрое меньше топлива…
Но ведь не экономией же единой. Вообразите, как в московских (и не только) «пробках» такие вот F3DM не коптят понапрасну небо выхлопами, а бесшумно ждут своего момента. И «продергиваются» (время от времени) на э-тяге - без запуска д.в.с.; совсем другой коленкор.
Вопросы остаются (например, как с качеством исключительно непростой конструкции?), и все же серийная легковушка plug-in - явление немалого масштаба. Далеко не только китайского. По мнению редакции CarExpert.ru, именно BYD F3DM - самый значимый из экспонатов NAIAS 2009. А вы как считаете?
Лучший прототип
В залах Cobo Center прототипов нынче не так много, как прежде. И все же выбор есть, и обозреватели AutoWeek назвали «звездой» Детройта 2009 спорт-купе Converj от Cadillac. У General Motors разыгрывают козырь комбинированной силовой установки Voltec (предназначенной для перспективного седана Chevrolet Volt) и примеряют ее к своей top-марке: кооперация и унификация.
Все верно, однако Converj выглядит вовсе не как переименованный компакт-«шевроле»: посетителям мотор-шоу представили что-то вроде переднеприводного GT (с посадочной формулой 2+2) интригующего облика. Характерный для «кадиллаков» последних лет стиль Art and Science (искусство и наука): выразительный фальшрадиатор, фирменный дизайн передних светоблоков, клиновидный профиль с мягкой линией крыши. Аэродинамика, а на огромных (21 дюйм спереди и 22 сзади) легкосплавных колесах смонтированы покрышки особо малого сопротивления качению. Значимый штрих: ведь Converj задуман и спроектирован как высокоэкономичная легковушка люкс-класса.
В составе «гибридного» силового агрегата Voltec работает бензиновый 16-клапанник Ecotec, который вращает альтернатор электрической мощностью 120 кВт (163 л.с.). Альтернатор питает тяговый э-мотор, а также заряжает литий-ионную батарею емкостью 16 кВт-ч. Д.в.с. здесь никогда не приводит ведущие колеса напрямую, а крутится (когда включается) в наивыгоднейшем режиме: так называемая «последовательная» схема. Примерно как у китайского BYD F3DM (хотя и без переключения в «параллельный» режим) – плюс такие же возможности plug-in.
Как утверждается в пресс-релизах, в городских условиях Converj способен проехать на э-тяге 60-65 км; у абсолютного большинства американских автомобилистов обычный дневной пробег меньше. Тогда как для полной «заправки» тягового аккумулятора от бытовой 240-вольтовой сети достаточно 3 час. – и катайся в экологически «дружественном режиме EV без посещения АЗС. Тогда как общий пробег на бензобаке и э-батарее якобы превосходит 1100 км; мало не кажется? Насчет разгонной динамики сведений нет, а максимальная скорость прототипа заявлена на уровне 160 км/ч. Скажем прямо, не GT – зато «гибрид». Совсем не слабо.
Колесная база спорт-купе растянута против перспективного «вольта» до немаленьких 2743 мм, однако ходовая Converj, как ни крути, заимствована у недорогого (по замыслу) компакта «шевроле». То есть, спереди подвеска McPherson, а сзади типовая конструкция на сопряженных продольных рычагах. И хотя прототип укомплектован чудо-амортизаторами Delphi Magnetic Ride (усилие демпфирования регулируется с компьютерной скоростью!), по держанию дороги и управляемости Converj вряд ли сравнится с другими моделями «премиального» бренда – с высокодинамичным CTS и даже с компактным BLM (Opel Vectra). У него другие достоинства и область применения: толчея мегаполиса с бесчисленными светофорами и неизбежными «пробками». И уж тут-то легковушка с агрегатом Voltec себя покажет.
«Гибридный» Cadillac! Дожили… Лучший прототип NAIAS 2009; интересно, пойдет ли что-то вроде Converj в серию?
В редакции CarExpert.ru тоже оценили экологичный Cadillac, но предпочтение отдали другому прототипу. Взгляните на суровый Wrangler Unlimited от Jeep: вроде как тот же культовый «спорт-хозяйственник» угловатой внешности и бесподобной проходимости. Кузов на лонжеронной раме, неразрезные мосты спереди и сзади – все как положено. Воплощение знаменитого джиповского девиза: Go Anywhere, Do Anything (езжай, куда угодно, - делай, что хочешь).
Однако главное в том, чего не увидишь глазами: прототип «рэнглер» EV – один из проектов крайслеровской программы ENVI (по первым буквам англоязычного environment – окружающая нас среда). Долгосрочная программа создания экономичных по топливу и экологичных легковушек – в том числе и «вседорожников». Да, еще один бензин-электрический «гибрид» plug-in; веление времени.
Уже до боли знакомая комбинация: бензиновая «четверка» SULEV (Super Ultra Low Emission Vehicle – супер-ультрамалые выбросы вредных веществ) в паре с альтернатором на 70 кВт электрической мощности. Э-энергия от альтернатора идет на литий-ионную батарею (емкостью 20 кВт-ч) и на тяговый э-мотор; «последовательная» схема. Причем аккумулятор заряжается от бытовой 240-вольтовой сети: запаса э-энергии достаточно для 40-мильного (60-65 км) пробега в режиме EV. По бездорожью далеко не уедешь, но для городских условий очень даже неплохо.
Тяговый э-мотор максимальной мощностью 200 кВт/272 л.с. приводит задние колеса «рэнглера» EV. То есть, трансмиссия у него не 4WD (хотя в программе ENVI ведутся работы по созданию также и полноприводного «спорт-хозяйственника» - с 4-я мотор-колесами). Между прочим, для «вседорожников» в э-приводе скрыт особый смысл: тонкое регулирование крутящего момента по условиям сцепления ведущих колес с грунтом. С д.в.с. такого добиться трудно, а ведь от сцепления колес зависит и проходимость на сложном рельефе, и управляемость на шоссе. Перспектива.
Крупный 5-местный автомобиль на колесной базе в 2946 мм способен разогнаться от 0 до 96,5 км/ч (60 миль) примерно за 9 сек. А стандартную дистанцию в ¼ мили (402 м) с места Unlimited EV проходит где-то за 16,5 сек., объявленная максимальная скорость – всего 145 км/ч (аэродинамика у «рэнглера» никакая). Тогда как общий пробег на бензобаке и э-батарее достигает 650 км: «езжай, куда угодно…».
Крайслеровский Wrangler Unlimited EV открывает обширные новые горизонты; трудно переоценить возможности таких «вседорожников» на безбрежных российских направлениях. Лучший прототип мотор-шоу в Детройте – в оценке редакции CarExpert.ru.
Выбор AutoWeek и CarExpert.ru отнюдь не бесспорный; пройдитесь еще раз по материалам NAIAS 2009 в «сети» - и выскажите свое особое мнение. Всем интересно.
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Авто
- →
- Автоновости
- →
- Грустный праздник
Автоновости
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат