Компания Mercedes-Benz подала заявку на заключение с правительством России так называемого специального инвестиционного контракта (СПИК). Об этом «Газете.Ru» сообщил источник, близкий к Фонду развития промышленности. Организация плотно сотрудничает с Минпромторгом и специализируется на финансировании инвестиционных проектов.

Собеседник «Газеты.Ru» в компании Mercedes косвенно подтвердил эту информацию, однако в пресс-службе российского представительства немецкой марки комментировать вопрос отказались. Представитель Минпромторга на вопрос не ответил.

Между тем такие данные подтверждают намерение компании в ближайшие годы создать предприятие по производству автомобилей Mercedes-Benz на территории России.

Но если раньше было непонятно, на каких условиях будет строиться сотрудничество предприятия с российским правительством, то уже исходя из первоначальных требований, которые содержат в себе СПИКи, можно строить первые предположения.

Право использовать бренд «Сделано в России»

Как пояснила «Газете.Ru» руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина, СПИК представляет собой один из инструментов реализации общей политики импортозамещения в России.

«Одна из задач этой политики состоит в том, чтобы как можно большее количество товаров получило статус «сделано в России», — сказала Шавшина. — То есть не страны происхождения, что достаточно сложно, и с учетом нашей действительности мы на это даже не замахиваемся, а именно «сделано в России».

Новое госрегулирование работает более лояльно в отношении продукции, которая изготавливается под этим брендом.

Например, при соблюдении ряда условий можно участвовать в госзакупках, в поставках товаров компаниям с госучастием. Ведь там тоже есть тренд закупать только отечественное. Чтобы получить статус «сделано в России», есть три варианта, и СПИК — один из них. Компания может его подписать и, даже если еще не выполняет всех необходимых операций, авансом получить право использовать этот бренд. Это то, что на днях, к примеру, сделала Mazda».

Что представляют собой два других способа, Шавшина не уточнила.

В свою очередь, как объясняют в Фонде развития промышленности, СПИК — это соглашение с государством, в котором фиксируются обязательства финансового инвестора реализовать свой проект на территории России.

Так, инвестор берет на себя обязательства по выпуску определенной продукции, а также по уплате налогов, достижению определенной степени локализации и так далее.

Условия контакта индивидуальны для каждой компании, как то размер уровня инвестиций и процент локализации, однако базовые требования остаются неизменными. Государство со своей стороны гарантирует сохранение условий бизнеса и различные меры стимулирования — налогового и субсидиарного характера.

В частности, речь идет об облегченном доступе к госзаказу, возможности стать поставщиком продукции, произведенной в рамках СПИКа на внеконкурсной основе, неухудшении налоговых условий и возможности снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль, а также об ускоренной амортизации основных средств производства.

В списке преимуществ также значится ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя.

«Правительство России вправе определить участника СПИКа единственным поставщиком товаров для закупок в целях обеспечения для государственных и муниципальных нужд, — рассказала представитель Фонда развития промышленности Екатерина Сусленникова во время Московского международного форума автомобилестроения IMAF. — Для этого объем инвестиций должен превысить 3 млрд руб., а страной происхождения товара должна быть Россия, то есть должно быть подтверждение производства промышленной продукции в России».

Отметим, что при этом количество товара, поставку которого производитель осуществляет в течение года по контракту, не должно превышать 30% произведенного товара в рамках СПИК в течение данного календарного года. Первый контракт у компании Mazda

Напомним, что в начале сентября такой СПИК, как и обещал в интервью «Газете.Ru» председатель комитета автопроизводителей АЕБ и генеральный директор Mazda Motor Rus Йорг Шрайбер, подписали компания «Мазда Соллерс» и Минпромторг России.

Согласно контракту, инвестор дал гарантию инвестировать более 2 млрд руб. в организацию в 2018 году двигателестроительного производства мощностью 50 тыс. двигателей в год, в том числе локализацию ряда технологических операций по обработке базовых компонентов двигателей.

Срок действия СПИКа — до 31 декабря 2023 года. Также компания обязалась освоить выпуск обновленных версий автомобилей Mazda 6, Mazda CX-5 и автомобильных двигателей Mazda SkyActiv-G. В ходе реализации контракта будет создано не менее 609 рабочих мест. Со своей стороны в Минпромторге гарантировали неизменность условий ведения бизнеса и преференции со стороны государства.

Однако о том, каковы объемы инвестиций, которые придется вложить Mercedes-Benz в Россию, пока оценивать сложно. Так, аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов в беседе с «Газетой.Ru» обратил внимание на то, что сначала нужно понимать хотя бы примерные объемы производства и глубину локализации, которые заложены в контракте.

«Если будет налажено производство полного цикла, то, конечно, понадобится существенный объем инвестиций, — говорит Беспалов. — Если на первоначальном этапе будет только сборка, то разговор уже совсем другой. Но я считаю, что Daimler заинтересован в том, чтобы вернуть себе доступ к госзакупкам, поэтому, скорее всего, речь будет идти о том, чтобы соответствовать необходимым для этого требованиям».

В свою очередь юрист адвокатского бюро А2 Елена Хафизова обращает внимание на то, что действие заградительных пошлин на импорт компонентов и собранных за пределами России автомобилей в теории должно стать отличным стимулом для роста объемов инвестиций в Россию.

«На первых порах, то есть в 2015 году, к СПИКам активно присматривались Hyundai, Volvo, Volkswagen и Mazda, — говорит Хафизова. — Механизмы предоставления налоговых льгот в рамках СПИКа наиболее выгодны автопроизводителям с достаточно стабильным положением на российском рынке и низким уровнем локализации производства. Поскольку предприятия, работающие в рамках специальных инвестиционных контрактов, в первую очередь ориентированы на удовлетворение спроса на автокомпоненты на внутреннем рынке».

Тот факт, что подача заявок в Минпромторг со стороны автопроизводителей пока не носит массового характера, эксперт связывает с состоянием российского рынка новых автомобилей, которое вынуждает компании вести крайне осторожную инвестиционную политику, направленную на развитие производства и экспансию на внутреннем рынке.

Ранее сообщалось, что в 2014 году Mercedes-Benz лишился права участвовать в тендерах на закупки служебных машин для чиновников, поскольку руководство компании не подписало необходимое для этого соглашение о промышленной сборке в России с определенным уровнем локального производства.