Рынок новых автомобилей в России сократился по итогам продаж в апреле почти в два раза — до 110 тыс. машин. По предварительным данным, ощутимое снижение продаж зафиксировано не только у всех массовых брендов, но и у подавляющего большинства премиум-марок. Однако эксперты считают, что с учетом успешного запуска в начале апреля правительством программы льготного автокредитования итоговые цифры продаж окажутся более оптимистичными.

Российский рынок новых автомобилей в апреле продолжил стремительное падение, сократившись на 49% относительно этого же месяца прошлого года. Всего в апреле было продано 110,6 тыс. машин. С начала года рынок просел уже на 50% относительно аналогичного периода предыдущего года (АППГ): его объем составил 386 тыс. единиц. Такие предварительные данные приводятся в отчете аналитического агентства «Автостат».

В отчет попали новые автомобили, которые ставились на учет в ГИБДД. «Кроме того, эти цифры пересчитываются по определенным алгоритмам, — пояснили «Газете.Ru» в агентстве. — В то же время российские офисы компаний отчитываются о продажах исходя из данных, предоставляемых им дилерами, эти данные могут включать автомобили, которые были предоплачены, но пока не переданы потребителям.

Лидер российского авторынка по объему продаж — марка Lada, согласно подсчетам агентства, реализовала в прошлом месяце 20,5 тыс. новых машин, что на 36,7% меньше по сравнению с апрелем 2014 года.

Второе и третье места в рейтинге продаж на российском рынке традиционно удерживают за собой южнокорейские марки Kia и Hyundai: в апреле спрос на машины этих брендов снизился на 37,1 (11,7 тыс. проданных машин) и 44,8% (9,6 тыс.) соответственно. Тем не менее корейцам за счет отличного соотношения «цена — качество» даже в кризис удается без труда удерживать лидирующие позиции на рынке.

В топ-5 марок в апреле также вошли Renault (9,1 тыс. машин, –46,3%) и Toyota (7 тыс. машин, –56,7%).

По всем, без исключения, массовым брендам, представленным на российском авторынке, в апреле зафиксировано продолжение снижения продаж. Главными причинами сжатия авторынка по-прежнему остаются высокие цены на автомобили. Цены выросли в результате обесценивания рубля, высоких банковских ставок по потребительским кредитам, а также снижения покупательской способности из-за нестабильной экономической ситуации в стране. Немаловажную роль до сих пор играет и ажиотажный спрос на новые машины, случившийся в декабре: тогда автомобили покупали даже те, кто не планировал это делать в ближайшей перспективе.

Среди производителей, заметнее других страдающих от кризиса, Peugeot и Citroën, объем реализации у которых сократился на 76,3 и 73,6% соответственно. Низкий спрос вынудил эти компании на длительный период приостановить сборку автомобилей в Калуге.

Наибольшее падение продаж зафиксировано у тех марок, которые не имеют производства в России, например у Hondа (–84,9%), Suzuki (–78,2%) и других импортеров.

Активно снижается спрос и на автомобили премиальных марок, которые в последние годы энергично осваивали массовый сегмент и наращивали продажи за счет вывода на рынок недорогих моделей. Так, компания BMW реализовала в апреле на 47,2% (2 тыс. единиц) меньше новых машин в сравнении с прошлым годом. Спрос на модели Audi снизился 34,6% и составил 2,2 тыс. машин.

Не смогли удержать рост продаж и такие бренды, как Mercedes и Lexus: в прошлом месяце спрос на автомобили этих марок снизился на 24,7 (3,4 тыс. проданных машин) и 12,3% (1,9 тыс.) соответственно.

В результате единственным относительно крупным брендом, которому удалось по итогам прошлого месяца нарастить продажи, стал Porsche.

В прошлом месяце в России было реализовано 589 машин немецкой марки, что на 4,4% больше, чем в апреле 2014-го. По итогам четырех месяцев этого года рост объемов продаж превысил АППГ на 17,8%. Рост продаж немецкому бренду обеспечила популярность появившегося в прошлом году компактного кроссовера Macan. Он является самым дешевым в линейке элитной немецкой марки, поэтому его выбирают многие покупатели, желающие стать обладателями Porsche, но в то же время не имеющие денег на более дорогие модели.

Выйти в плюс почти удалось и УАЗу, который реализовал 1989 машин, что всего на 15 меньше, чем годом ранее. Очевидно, что настолько успешного результата, особенно на фоне конкурентов, предприятию удалось достичь за счет программ господдержки, которыми активно пользуются покупатели недорогих отечественных внедорожников.

Примечательно, что сократился спрос и на автомобили большинства эксклюзивных марок. Например, продажи Bentley в апреле составили 24 единицы против 28 машин в апреле прошлого года. На марке Maserati остановили в апреле свой выбор 11 потребителей — на семь меньше, чем годом ранее. Компания Ferrari продала в апреле только три суперкара против семи в прошлом году.

Исключением стала британская марка Rolls-Royсe, продажи которой выросли в апреле более чем в два раза — до 27 единиц.

Напомним, что с 1 апреля в России в качестве меры поддержки авторынка правительство запустило программу льготного автокредитования. Согласно ее условиям, можно приобрести любой автомобиль 2015 года выпуска стоимостью до 1 млн руб. по льготной кредитной ставке. Средняя потребительская ставка по программе составила 12,32%. Государство, в свою очередь, компенсирует банкам 2/3 от ключевой ставки ЦБ.

По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, эффект от программы льготного автокредитования будет заметен по итогам продаж в мае. «Реально программа стартовала не с самого начала апреля, — пояснил «Газете.Ru» Рожков. — Кроме того, банкам требуется какое-то время на одобрение заявок по кредитам. Поэтому показательным в этом плане будет уже май. Отложенный спрос на автомобили с учетом действия программы должен приостановить темпы сокращения авторынка».

По последним данным АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в январе — марте текущего года составили 383,6 тыс. единиц — это на 36,3% меньше в сравнении с АППГ. В марте продажи сократились на 42,5%, до 149 тыс. единиц. Статистику российских продаж в апреле комитет опубликует после майских праздников.