Сенатор Владимир Фёдоров рассказал подробности законопроекта об условно-досрочном освобождении от административного наказания в виде лишения права на управление транспортным средством.

Согласно статистике, около 2 миллионов россиян ежегодно лишаются водительских прав; при этом многие — за незначительные проступки вроде оставления места ДТП по взаимной договорённости водителей. Парадокс в том, что настоящие преступники, осуждённые по уголовным статьям, могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение (УДО), а безобидные «лишенцы» вынуждены ходить пешком до конца срока. Подобное положение дел показалось несправедливым бывшему главе ГАИ России, сенатору Владимиру Фёдорову — и летом прошлого года в соавторстве с сенатором Владимиром Едаловым они подготовили и внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, вводящий досрочный возврат прав. Кто сможет «скостить» себе срок и как механизм УДО будет работать — об этом Владимир Фёдоров рассказал

Зачем нужно «водительское» УДО?

Зачем вообще нужен досрочный возврат водительского удостовиерения (ВУ), если автовладелец осуждён «за дело»? По мнению сенатора, эта мера должна дисциплинировать нарушителя. Ведь нередки случаи, когда люди садятся за руль, будучи лишёнными прав, так как полагают, что терять им всё равно уже нечего: «Предложенная норма должна мотивировать людей, лишённых права управления транспортным средством, быть законопослушными и не садиться за руль без прав. Это серьёзный стимул, особенно если лишили человека на год, а он знает, что через полгода сможет ходатайствовать об условно-досрочном освобождении от наказания».

Сейчас, продолжил Фёдоров, получается правовой нонсенс: если человек совершил тяжкое преступление с серьёзными последствиями и получил тюремный срок, то на него распространяется норма об условно-досрочном освобождении — он может выйти на свободу, а совершивший нарушение ПДД должен «отбыть свой срок» до конца.

Кто может рассчитывать на УДО?

По словам экс-начальника ГАИ, на досрочный возврат прав ежегодно смогут претендовать порядка 120 тысяч водителей, лишённых ВУ за незначительные правонарушения: «В основном это оставление места происшествия. Чаще всего это случаи мелких аварий, когда стороны расходятся по обоюдному согласию. Например, совершив небольшой наезд на пешехода, водитель даёт ему денег, удостоверяется, что пострадавший нормально себя чувствует, а через день пострадавший пишет заявление в полицию, что его, несчастного, сбили. Это может быть и вымогательство денег, и ещё что-то. Примерно 30 тысяч лишаются прав за выезд на полосу встречного движения. Подход полиции и судов к данному правонарушению порой субъективен».

Однако, подчеркнул сенатор, автомобилисты, лишённые прав за езду в пьяном виде, не могут рассчитывать на УДО. Подобное требование было выдвинуто комитетом Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, который рассмотрел документ в первом чтении: «Комитет, возглавляемый Владимиром Плигиным, рассмотрел эту инициативу и принял решение возвратить нам наше предложение с просьбой в месячный срок переделать проект таким образом, чтобы возможность УДО распространялась только на тех граждан, которые лишены прав в связи с совершением правонарушений, но не связанное с вождением в нетрезвом виде».

Как вернуть права досрочно?

Ещё одна доработка законопроекта ко второму чтению — прописаны условия, на основании которых суд может заключить, что человек действительно раскаялся и встал на путь исправления. Это может быть и компенсация возможного ущерба потерпевшей стороне, и справка от участкового, и даже ходатайство жены осуждённого или справка с места работы — на усмотрение судьи.

«Мы с Владимиром Едаловым более чётко прописали в новой законодательной инициативе, на основании чего суд может делать вывод о том, что человек исправился. Мы говорим о том, что он должен компенсировать все расходы, которые пострадавшая сторона понесла в результате происшествия, должен себя вести добропорядочно. Многие спрашивают: “Он что же — от жены должен справку приносить?” А может быть, и от жены! Это право судьи — и справку от участкового запросить, и от жены, и на производстве. Если человек работает, он может предоставить и ходатайство от своей организации. Я не вижу тут ничего сложного», — заявил бывший глава ГАИ.

Перспектива принятия документа во втором чтении выглядит весьма реалистично, так как комитет Госдумы по госстроительству в целом поддержал сенаторскую инициативу: «Нашим соавтором стал первый заместитель председателя этого Комитета Вячеслав Лысаков. В наш адрес поступает довольно много обращений граждан, которые считают, что эта норма должна быть. Так что мы надеемся, что общественная поддержка этого законопроекта будет. Да и у законодателя должна быть политика не только кнута, но и пряника», — отметил Владимир Фёдоров. Какие ещё «поблажки» ждут автомобилистов?

Напомним, что в декабре прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий 50% скидку на штраф за нарушение ПДД — в том случае, если он оплачен «досрочно». Согласно действующим правилам, квитанция должна быть «погашена» в течение 2 месяцев — в противном случае, сумма штрафа удваивается. Новый закон, вступающий в силу с 1 января 2016 года, предусматривает сокращение штрафа вдвое, если оплата проводится в течение первых 20 дней. Однако скидка не будет распространяться на штрафы за вождение в нетрезвом виде, отказ от медосвидетельствования, а также за повторные нарушения ПДД.