Обвал курса рубля уже сейчас привел к существенному повышению цен на каско. Несмотря на то что импортные запчасти подорожают только в следующем году, цены на страховку растут уже сейчас. На некоторые модели автомобилей добровольное страхование подорожало на 50%. Опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка предупреждают, что, если рубль продолжит падать, цены на каско тоже придется поднимать.

Средняя стоимость добровольного полиса автострахования росла у всех российских страховых компаний в течение года, однако в последние месяцы полисы добровольного страхования стали дорожать еще быстрее. Сами страховщики утверждают, что на ценообразование сильно повлияла ситуация с курсом рубля, в связи с которой прогнозируется скачок цен на запчасти и ремонт.

В «АльфаСтраховании» отмечают, что с начала года происходит значительное увеличение тарифов на страхование автокаско. «Участники рынка приводят различные показатели роста, от 5 до 50%, в зависимости от модели автомобиля и территории покупки полиса, — рассказал «Газете.Ru» руководитель управления андеррайтинга компании Илья Григорьев. — Официальная статистика показывает рост средней премии на 7% за девять месяцев 2014 года. Именно настолько увеличилась средняя стоимость полисов каско в крупнейших российских компаниях на рынке автострахования. Средний тариф при этом возрос с 4,71 до 5,12%».

По словам собеседника, на подорожание полисов каско во многом оказала влияние макроэкономическая ситуация: повысилась номинальная стоимость запчастей на иномарки, а также поведение людей: экономическая неопределенность заставила клиентов чаще заявлять повреждения, которые они раньше игнорировали.

«В кризис люди всегда стремятся обновить свои автомобили за счет страховых компаний, то же самое происходит и сейчас, — пояснил Григорьев. — Такое поведение увеличивает частоту заявлений о ДТП и, как следствие, общий объем выплат по каско».

Кроме того, отмечает Григорьев, отдельные решения и разъяснения высших судебных инстанций привели в последнее время к тому, что страховщики все чаще стали выплачивать компенсации за угоны автомобилей без представления клиентами комплектов ключей и оригиналов документов. «Мы стали платить за водителей, которые не вписаны в полис, по договорам с просроченными сроками оплаты, компенсируем утрату товарной стоимости, — уточняет собеседник. — Участились случаи мошенничества».

Эксперт подчеркивает, что в текущей ситуации отдельные участники рынка либо сократили продажи полисов в определенных городах, либо вовсе прекратили страховать по каско из-за экономической нецелесообразности.

«Сейчас рынок находится в ситуации крайне высокой степени неопределенности, поэтому точные прогнозы относительно дальнейшей динамики тарифов делать достаточно сложно, — заявил Григорьев. — По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе такого значительного повышения тарифов, как с начала года, на рынке в целом больше не предвидится.

Валютный риск реализуется, и, как следствие, произойдет еще небольшая коррекция тарифов, возможно повышение процентов на десять в начале 2015 года».

Заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов выделяет те же причины подорожания каско — стабильный рост числа судебных исков, а также ситуацию с обесценением рубля. «За последние полтора месяца мы уже два раза поднимали стоимость каско, оба раза примерно на 7%, — рассказал «Газете.Ru» Иванов. — Если курс рубля будет падать и дальше, то повышение стоимости этого вида автострахования неизбежно. Однако стоит отметить, что нашим постоянным клиентам, которые ездят без аварий, мы и сейчас, и в дальнейшем будем предоставлять скидки на добровольное автострахование».

По словам собеседника, стоимость ремонта автомобиля сегодня составляет в среднем 70% суммы страхового взноса.

«Пока растут цены только на ремонтные работы, но с нового года существенно возрастет стоимость запчастей, —

пояснил Иванов. — Но каско растет в цене уже сейчас, поскольку договор заключается на год вперед».

Директор центра андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов приводит другие цифры роста стоимости добровольного автострахования.

«В страховой компании «Согласие» в среднем тарифы по каско выросли на 20–25%, — рассказал «Газете.Ru» Кузнецов. — Как и в целом по рынку».

Эксперт также отмечает, что текущая ситуация с курсом валют делает рынок каско нестабильным и непредсказуемым. «Ожидаются падение продаж новых авто и рост их стоимости, соответственно, уменьшится доля страхования. Однако сейчас точно оценить последствия этого на рынок каско сложно. Безусловно, тарифы будут расти по полному каско, но с другой стороны, появятся продукты с неполным покрытием, так называемые экономпродукты, которые будут обходиться клиентам дешевле», — считает эксперт.

По мнению главы Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, цены на каско в России сейчас сильно завышены.

«Добровольное страхование автомобиля у нас стоит значительно больше, чем в европейских странах, — рассказал «Газете.Ru» Тюрников. —

Сами страховщики объясняют это тем, что и уровень аварийности и тяжести ДТП в России выше. Но не только это обстоятельство влияет на стоимость каско, но и тот факт, что комиссия страховых агентов у нас доходит до 50% стоимости полиса. Разумеется, за это платит в итоге потребитель».

Эксперт уверен, что в следующем году страховым компаниям придется работать в тяжелых условиях, что вынудит их пересмотреть свою политику.

«Страховщики научились хорошо продавать только навязанное страхование, например то же обязательное каско на купленный в кредит автомобиль, — поясняет Тюрников. — Но сейчас банки уже не будут так охотно давать автокредиты, поэтому страховым компаниям придется учиться продавать свои услуги заново, показывать клиентам все преимущества добровольного страхования».