Перед отъездом в длительную командировку необходимо будет подумать о сохранности автомобиля. Ведь за время отсутствия владельца машину смогут счесть брошенной и отправить в утиль.

Собираясь в многомесячную командировку, владелец автомобиля, особенно уже не нового, вскоре будет ломать голову, как обеспечить его сохранность. Ведь в отсутствие хозяина машина может быть признана брошенной и утилизирована. Эвакуация в специальный отстойник будет грозить любому транспортному средству, месяц простоявшему без движения и имеющему специфические признаки «брошенности». Причём вернуть машину будет возможно только в течение трёх месяцев. Об этом в интервью М24.ru рассказал начальник объединения административно-технических инспекций Москвы Дмитрий Семёнов: «Сейчас готовится новая редакция постановления правительства по работе с брошенным транспортом, где этот срок будет чётко определен — 3 месяца, не более».

Пойти на такие решительные меры столичное правительство заставила проблема автохлама, принимающая хронически-острую форму: с начала года административно-технической инспекцией города выявлено более 8 тысяч бесхозных машин. И это капля в море: ежегодно в переплавку отправляется до 20 тысяч таких автомобилей, а поток жалоб на автохлам со стороны горожан не иссякает. «Недвижимость на колёсах» не только занимает дефицитные парковочные места, но и откровенно портит внешний вид столичных дворов. Ржавеющие и рассыпающиеся на части автомобили используются хозяевами для хранения всякой рухляди или превращаются в ночлежки для бродяг.

С будущего года борьбой с автохламом займутся специальные районные комиссии, в которые войдут сотрудники управ, различных служб ЖКХ, а также ГИБДД. Именно они будут выносить окончательный вердикт — является автомобиль брошенным или нет. Отметим, что для этого у машины должен отсутствовать один из агрегатов: стекло, колесо, зеркала, трансмиссия и так далее. Если же всё на месте, то «брошенку» выдадут спущенные шины, следы длительного простоя или замусоренный салон. После вынесения вердикта у владельца будет только две недели, чтобы откликнуться на требование переставить машину. Если собственник промолчит или просто не будет установлен, транспортное средство эвакуируют, а через три месяца уничтожат.

По словам председателя московского областного Комитета по защите прав автомобилистов, юриста Алексея Дозорова, предложенная схема идет вразрез с законом: «Утилизация машины без установления собственника напрямую противоречит Гражданскому кодексу. Если вещь брошена, то, согласно закону, должны быть предприняты меры по возвращению её владельцу. С которого можно взыскать плату как за хранение, так и за поиски. Но просто взять и уничтожить автомобиль, не ставя в известность собственника, противозаконно».

Признаки, по которым машина определяется как брошенная, неоднозначны и могут способствовать различным злоупотреблениям. Такого мнения придерживается президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин: «Это тёмный вопрос, никак не освещённый федеральным законодательством. Получается, чтобы превратить новый и исправный автомобиль в мусор, достаточно разбить ему стекло и накидать фантиков в салон. Или снять колесо. Или номера. Последнее особенно умиляет, если учесть, что ещё недавно кража номеров в городе процветала как криминальный бизнес».

Об угрозе активизации мошенников предупреждает и координатор «Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов. По словам эксперта, похищение автомобиля на штрафстоянку с последующим разбором или продажей целиком и сейчас применяется преступниками. А предложенная схема существенно упростит им жизнь: «Согласно подсчётам Дептранса, более миллиона автомобилей в Москве являются "подснежниками", то есть ездят крайне редко. И это необязательно "Жигули" или "Волги". Представим себе, что семья уехала на лето в Крым. Их машину, ещё вполне свежую, примечают жулики. Через месяц простоя её абсолютно законно забирают на штрафстоянку. Далее махинаторы начинают "принимать меры" для установления владельцев. Это им "не удаётся", и в конце лета машина реализуется. Всё, как-то повернуть этот процесс вспять невозможно. Разве что спустя 20 лет судебных разбирательств в вашу пользу выступит ЕСПЧ».

Опасения экспертов не кажутся надуманными, если вспомнить, что несколько лет назад уже разгорался скандал по поводу продажи машин со штрафстоянок. В 2011 году автоинспекцией было обнаружено более полусотни автомобилей, использующихся для частного извоза, которые, согласно документам, были утилизированы. По словам начальника столичного ГУВД Владимира Колокольцева, этим криминальным бизнесом заведуют выходцы из СНГ, торгующие разбитыми или официально уничтоженными машинами. Отметим, что такого рода махинации процветают и в Европе. По данным немецких полицейских, каждая 10 машина, сданная в утиль, затем «всплывает» в других странах.