Забавная новость для воронежских автолюбителей: склады в Москве забиты непроданными иномарками. Как и у АвтоВАЗа по всей стране. Но дилеры обещают не снижать цену!

Это наша суверенная фишка: в России бензин не зависит от колебаний цен на мировом рынке нефти, а на продуктовых рынках хозяева торговых мест стоят до последнего мандарина и лучше выбросят сгнивший товар, чем снизят стоимость. Забыв, что однажды такая ситуация привела к масштабным протестам и возникновению 1 Мая, Дня международной солидарности трудящихся.

Воронеж – не Европа, где цены легко качаются в обе стороны в зависимости от спроса, а продукты второй свежести уценивают в разы, радуя бедных или экономных. Коллега на днях прислал из Мюнхена фото их семейного барбекю: маринованный стэйк на 800 граммов по три евро за кило. А можно купить и дешевле. Притом, что и прожиточный минимум, и зарплаты в Баварии на порядок выше, чем в России, хотя национальных достояний для избранных типа Газпрома, Роснефти и прочих пещер Алладина у них нет. Другу просто задерживают зарплату, и они с женой экономят. Мясо качественное и совсем не просроченное (в Германии с этим строго!), просто во времена кризиса цены в нормальной экономике падают вслед за спросом.

Автомобили в Германии, кстати, тоже стоят в разы дешевле, чем в России. Особенно подержанные. И падают в цене, как и все остальные потребительские товары. А у нас сегодня склады автодилеров забиты новыми автомобилями на 20% от реального объема продаж, как признал на днях президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РоАД) Андрей Петренко. С начала года производители заставляли дилеров выкупать машины в обмен на бонусы, особенно корейские Hyundai и KIA, и такая их агрессивность возможна только в России или в ряде африканских стран. Ассоциация РоАД вновь обратилась в Минпромторг с просьбой возобновить программу льготного кредитования автомобилей, а то кризис в этой сфере идет по худшему сценарию: продажи в мае упали на 12% и грозят упасть в июне на 16%. Мелким дилерам это грозит скорым банкротством (крупным – приготовиться).

В апреле Ford Sollers остановил производство на заводе во Всеволожске на два месяца и перевел все свои заводы с двух- и трехсменного режима на одну смену, а заодно уволил треть персонала. Renault и Peugeot сокращают выпуск легковых автомобилей. GM остановит конвейер с 16 июля до 15 августа. «АвтоВАЗ» с 1 июля будет поставлять машины дилерам только по предварительному заказу, а недавно объявил о сокращении 10% персонала, хотя еще в начале июня губернатор Самарской области на встрече с Путиным говорил об увольнении 8,5%. Продажи «АвтоВАЗа» в январе-мае упали на 14%.

Импорт «фирменных» иномарок упал еще больше – на 16%. Но при этом на элитные авто спрос растет вместе с числом миллионеров в стране; бедные могут как угодно обнищать в суверенной нашей экономике, а «элита» будет богатеть всегда! Ну, или до тех пор, пока страной управляет кооператив «Озеро».

Между тем Международный валютный фонд уже объявил, что экономика России вошла в рецессию: два квартала подряд она работала в минус. МВФ понизил прогноз роста ВВП России в 2014 году с 1,3% до 0,2%, причем с высоким риском еще большего снижения. А тут еще и европейский Центробанк оценил отток капитала из России в 160 млрд евро – намного больше, чем насчитал ЦБ России ($64 млрд). Эта разница говорит о том, что дела в российской экономике гораздо хуже, чем рассказывают власти. И первыми почувствовали на себе ухудшение ситуации москвичи: реальные доходы их снижаются с начала года, проблемы нарастают у мелких предпринимателей и владельцев недвижимости, на которую заметно падает спрос, снижается доход от процентов по банковским вкладам. Спрос на столичную недвижимость в марте 2013 года превышал предложение в 1,23 раза, а в марте 2014 года предложение, наоборот, превысило спрос в 3,97 раза.

У многих предпринимателей (кроме особ, приближенных к императору, – у тех-то все более, чем в порядке) зависли деньги на счетах в банках, попавших под зачистку финансового рынка Центробанком. В полтора раза сократилось и количество регистрируемых фирм в Москве. Многие организации уменьшили индексацию зарплат или вообще от нее отказались, уходят в серые зарплатные схемы, урезают бонусы и «оптимизируют» штатное расписание – не обязательно увольняя сотрудников, а просто пока не нанимают новых работников взамен ушедших.

В регионы России волна эта не дошла, и здесь в первом квартале индекс падения реальных доходов был в 10(!) раз меньше, чем в столице. Но дойдет непременно; в апреле-мае все заметно ускорилось, и перечисленные проблемы москвичей продублируются и в Воронеже. Будет интересно посмотреть к концу года на цены квадратных метров – особенно у владельцев «инвестиционной» недвижимости.

В июне социологи компании «Ромир» объявили, что в 2014 году потребительский спрос в России сократился на 10% по сравнению с 2013 годом. Россияне стали меньше тратить не только на дорогие товары – автомобили, электронную технику, но и на продукты первой необходимости, запасаясь деньгами на «черный день».

Долго ли продержатся затоваренные склады автомобилей, никто не знает. Но торговцы и в Москве, и в Воронеже, где цены на автомобили выше, стоят насмерть: пусть лучше товар сгниет, чем будет удешевлен в соответствии со спросом. Такая вот у нас суверенная экономика, дочь тотальной коррупции.

Олег Гладышев