В Госдуму внесен базовый законопроект о такси, направленный против нелегальных перевозчиков. Штраф для «бомбил» должен вырасти с 5 тыс. до 30 тыс. руб., а за повторное нарушение у нелегалов помимо штрафа будут изымать водительские права на срок от трех до шести месяцев. Вместе с тем депутаты решили снизить штрафные санкции для тех, кто работает по лицензии.

Новый законопроект о госрегулировании в области перевозки пассажиров легковым такси в пятницу внесли депутаты-единороссы Вячеслав Лысаков и Евгений Москвичев. Основной задачей документа его авторы называют легализацию таксистов. В пояснительной записке к законопроекту депутаты констатируют, что принятый в 2011 году закон, регулирующий таксомоторную деятельность, не принес ожидаемого эффекта.

«Установление контроля качества оказываемых услуг в рамках действующего законодательства возможно только в отношении лиц, получивших официальное разрешение, — говорится в документе. —

Однако по ряду причин рынок не спешит легализоваться. Большинство перевозчиков предпочитают теневой сектор как наиболее экономически благоприятный.

Деятельность на основании разрешения воспринимается в среде не как право, не как привилегия, а как дополнительное обременение, ухудшающее экономическое положение».

Прежде всего депутаты хотят резко ужесточить санкции для так называемых бомбил. Для этого Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) предлагается дополнить новой статьей. Штраф для нелегалов должен увеличиться в шесть раз, до 30 тыс. руб.

За повторное нарушение помимо уплаты штрафа на ту же сумму нарушителей будут лишать водительских прав на срок от трех до шести месяцев.

«После принятия закона нелегалам будет что терять, — заявил «Газете.Ru» один из авторов законопроекта Вячеслав Лысаков. — Теперь у них будет больше мотивации работать по закону и платить налоги, тем более что мы сейчас выстраиваем более стройную систему, связанную с получением разрешения на работу».

По мнению депутата, привлечь к ответственности нелегалов не так сложно, как кажется. «Москва уже более 20 тыс. нелегалов привлекла к ответственности, тут главное — желание, — отмечает Лысаков. — Конечно, ждать таких же результатов в борьбе с «бомбилами» в регионах было бы наивно, но тут уже вопрос к власти на местах».

Вместе с тем после вступления закона в силу работать легальным таксистам станет проще. За отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, водитель будет наказываться штрафом в размере 500 руб. (сейчас — 1 тыс. руб.), должностные лица — 3 тыс. руб. (сейчас — 10 тыс. руб.), юрлица — 5 тыс. руб. (сейчас — 30 тыс. руб.). Аналогичные штрафы будут действовать за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, подтверждающих оплату пользования легковым такси.

При этом закон предусматривает, что всем легальным таксистам будет не обязательно перекрашивать свои автомобили в один цвет, как, например, в Москве, где официальные разрешения на работу выдаются лишь автомобилям желтого цвета.

«Такая обязаловка нужна для тех, кто пользуется какой-то поддержкой со стороны властей, например бесплатная парковка в определенных местах или помощь в лизинге, еще что-то, но зачем нам усложнять жизнь остальным? — недоумевает Лысаков.— Поэтому в законе прописано, что если регион вводит обязательный цвет, то их должно быть не менее трех. Сейчас их только два, и Москва в этом плане поступила не очень красиво, разрешив красить официальные такси лишь в светло-желтый и темно-желтый.

Депутаты рассчитывают, что закон может быть принят уже в весеннюю сессию. «Есть определенные парламентские процедуры, которые занимают время, но я очень надеюсь, что особых претензий к документу не будет и коллеги нас поддержат, ведь его необходимость и польза этой меры очевидна, — отметил Лысаков. —

И речь не только о дополнительных налогах в бюджет, а прежде всего о безопасности перевозок в такси. Закон принимается для людей.

В любом случае это пока лишь первое чтение, будем еще слушать коллег, регионы, так что изменения в окончательный текст наверняка последуют».

Документ также предусматривает еще ряд санкций для нарушителей. За отсутствие на автомобиле, используемом в качестве такси, цветографической схемы легкового такси или опознавательного фонаря на крыше — штраф в размере 1 тыс. руб. для водителей, 5 тыс. руб. для чиновников, 10 тыс. руб. для юрлиц.

Незаконная установка на автомобиле опознавательного фонаря легкового такси будет наказываться штрафом в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. с конфискацией устройства, для чиновников, ответственных за эксплуатацию автомобилей, — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такое же наказание устанавливается за незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси.

Вместе с тем после вступления закона в силу работать легальным таксистам станет проще. За отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, водитель будет наказываться штрафом в размере 500 руб. (сейчас — 1 тыс. руб.), должностные лица — 3 тыс. руб. (сейчас — 10 тыс. руб.), юрлица — 5 тыс. руб. (сейчас — 30 тыс. руб.). Аналогичные штрафы будут действовать за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, подтверждающих оплату пользования легковым такси.

С июля 2012 года владельцы такси должны в обязательном порядке получать лицензию, а на машину устанавливать опознавательный фонарь и наносить цветографическую схему. В Москве к концу 2013 года работало более 30 тыс. легальных такси. К концу 2014-го их число, как ожидается, вырастет до 55 тыс.