Верховный суд РФ изменил порядок работы страховщиков, обязав их платить клиентам штрафы за необоснованный отказ в денежных выплатах по страховым случаям. Прозванный "надбавкой за жадность", этот штраф равен минимум половине от суммы, которую страховщик должен бы был выплатить клиенту.

Как пишет "Российская газета", причиной такого решения Верховного суда стал инцидент в Санкт-Петербурге, где у клиента страховой компании угнали застрахованную машину. Полиция машину так и не нашла, а страховая компания отказалась выплатить компенсацию автовладельцу, придравшись к тому, что сам договор был подписан не самим клиентом, а другим лицом.

Выяснилось, что клиент действительно попросил другое лицо расписаться в договоре, так как у него автовладельца болела рука. При этом деньги за полис клиент отдавал свои, но страховую компанию эти аргументы явно не удовлетворили. Дело кончилось судебным разбирательством, причем пострадавший автовладелец попутно подал встречный иск на страховую компанию.

После разбирательства суд встал на сторону автовладельца, показав, что отказ от выплат страховой компании не был обоснован. "При заключении договора истец присутствовал, договор одобрил", - поясняется в определении Верховного суда России. Тем более, что ранее страховщик без всяких оглядок на подписи уже выплачивал этому клиенту компенсацию в связи с повреждением автомобиля. В итоге суд пояснил страховщикам, что если по просьбе конкретного клиента подпись в договоре за него ставит другой человек, это не говорит о том, что договор становится недействительным. Поэтому страховщиков обязали выплатить клиенту положенную компенсацию.

Однако при этом нижестоящие суды усомнились, стоит ли штрафовать компанию за ее прижимистость. Хотя по закону о защите прав потребителей в подобных ситуациях суд должен оштрафовать тех, кто необоснованно отказывает клиенту в полагающихся по договору выплатах. Причем сумма штрафа (за моральный ущерб, судебные расходы клиента и т.п.) составляет 50% сверх суммы, которая будет взыскана с "отказников". И получить эти "штрафные" деньги должен именно клиент, что и предписывает постановление пленума Верховного суда России по делам о защите прав потребителей.

В итоге нижестоящий суд решил страховую компанию не штрафовать, ссылаясь на то, что страхование - это не торговля и законы о защите прав потребителей к нему неприменимы. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России, рассмотрев кассационную жалобу, посчитала такой подход несостоятельным. Поэтому решение нижестоящего суда было отменено и теперь он должен пересмотреть дело и определиться с суммой наказания страховой компании.

В Верховном суде также поясняют, что такой подход распространяется и на договоры страхования, заключенные до 2012 года, то есть до принятия постановления пленума Верховного суда по делам о защите прав потребителей. Поэтому тут лазейки у "неплательщиков" тоже не будет и платить компенсации клиентам все равно придется.