В Приморском крае полиция разоблачила мошенников, которые ввозили импортные машины по документам на «мертвые души». С помощью этой уловки злоумышленники рассчитывали сэкономить на таможенных платежах, но представители бизнеса и прокуратура уверяют, что эффект от такого способа импорта довольно сомнительный.

Приморская транспортная прокуратура раскрыла мошенническую схему, по которой предприимчивые жители региона ввозили автомобили из Японии по именам умерших людей.

«В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в конце 2012 года и начале 2013 года на таможенном посту «Морской порт Владивосток» Владивостокской таможни по пассажирским таможенным декларациям таможенным представителем оформлено четыре японских автомобиля, привезенных на жителей Приморского края», — говорится в сообщении ведомства.

Как рассказали «Газете.Ru» в Приморской транспортной прокуратуре, злоумышленники пытались ввезти два минивэна Toyota Isis, а также два компактных кроссовера – Honda HR-V и CR-V.

Мошенники предоставили агентские договоры на таможенное оформление товаров, заключенные на имя неких лиц – проверка показала, что они числятся умершими. Данные документы были нужны для подтверждения полномочий представителя на подачу деклараций в таможню.

По предварительным данным, злоумышленники воспользовались такой схемой для занижения таможенных платежей, сумма которых снижается для физических лиц, импортирующих машины для собственных нужд.

В Приморской транспортной прокуратуре «Газете.Ru» рассказали, что ориентировочно сумма, которую могли сэкономить злоумышленники, составляет около $500. По данным ведомства, в конце 2012 – начале 2013 года выявлено около 10 случаев мошенничества со ввозом машин. При этом в прокуратуре отмечают, что факты ввоза машин на умерших лиц в Приморье – редкость, но часто используются другие схемы.

«Массовый характер носят случаи, когда на имя неких лиц получаются копии документов, затем за них ставят подпись, – рассказали «Газете.Ru» в Приморской транспортной прокуратуре.

– Таможенный представитель, который имеет право осуществлять деятельность в сфере таможенного дела от имени других лиц, подает агентский договор, в котором якобы стоит подпись гражданина, который заказал себе машину. Потом выясняется, что эти граждане не знают, что на них приходят автомобили. Узнают они об этом, только когда приходит транспортный налог».

В прокуратуре пока затрудняются сказать, каким образом злоумышленники находят данные людей для оформления подставных документов. «Версий много. Может быть, просто в базе, либо в банке или другой организации, которой требуется предоставить копию паспорта. Где-то происходит утечка», — рассказал сотрудник прокуратуры.

Представитель приморского автомобильного бизнеса Александр Бусс пояснил «Газете.Ru», что злоумышленники, вероятнее всего, имели контакты с людьми, на чье имя ввозились машины.

«Это могли быть остаточные копии паспортов и ИНН этих людей. У них когда-то были договоренности, а данные остались, но никого об этом не предупреждали. Есть недобропорядочные фирмы и отдельные лица, которые занимаются этим», — пояснил Бусс.

По мнению эксперта, выгода, которую преследовали злоумышленники, не слишком очевидна – основную таможенную пошлину с использованием их схемы обойти не удастся. «Если со стороны фирм, то экономия достаточно серьезная. В любом случае человек имеет право привезти одну машину в год «по льготе» — не выплачивая полный утилизационный сбор, который для юридического лица составляет 150–200 тыс. рублей. Для физических лиц сумма утилизационного сбора составляет 3 тыс. рублей», — пояснил Бусс.

По результатам изучения мошеннической схемы линейное управление МВД возбудило четыре уголовных дела

по ч. 3 ст. 327 УК «Использование заведомо подложного документа». В качестве наказания по данной статье предусмотрен штраф в размере от 80 тыс. рублей до шестимесячного дохода, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев.

Заградительные пошлины на ввоз иномарок в России были введены во время финансового кризиса в 2009 году в качестве одной из мер поддержки отечественного автопрома. В 2012 году со вступлением России в ВТО пошлины пришлось снизить, но в качестве их замены российские власти ввели утилизационный сбор.