С 1 августа в России может быть введен утилизационный сбор на импорт новых и подержанных иномарок. В правительстве считают, что это защитит рынок от массового ввоза автомобилей после снижения таможенных пошлин в рамках вступления России в ВТО.

В пятницу Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской федерации в части обеспечения безопасной утилизации отдельных видов колесных транспортных средств». Документ обязывает любого, кто ввозит в Россию автомобиль из-за рубежа, оплатить его последующую утилизацию.

Как рассказал «Газете.Ru» один из авторов законопроекта, первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев, это позволит защитить внутренний рынок и сохранить рабочие места на российских автозаводах после того, как будут снижены ввозные пошлины (в связи со вступлением в ВТО) и в страну хлынет поток иномарок.

Сразу после вступления в ВТО ввозные пошлины на автомобили должны снизиться с нынешних 30% до 25%. В течение семи лет произойдет постепенное снижение до окончательных 15%.

«Утилизационные сборы предполагается взимать при производстве и импорте новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. В случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом», — заявил Гутенев.

По мнению депутата, после вступления в ВТО упростится ввоз автомобилей в Россию из-за снижения их конечной стоимости, причем большая часть из них – подержанные, часто не отвечающие необходимым экологическим стандартам. Размер утилизационного сбора для каждого типа автомобилей еще окончательно не установлен: тарифы будет определять правительство.

В апреле этого года Минпромторг и Минэкономразвития подготовили предварительные базовые ставки, по которым за ввоз легковой машины придется заплатить от 20 до 45 тысяч рублей, ввоз грузовиков (в зависимости от категории) обойдется в 150–400 тысяч рублей. Ставки на подержанную технику будут примерно в четыре раза выше, отмечают авторы документа.

Между тем оплачивать утилизационный сбор будут не все автоимпортеры. В соответствии с законопроектом, он не будет взиматься с автомобилей вынужденных переселенцев, беженцев, участников национальных программ по добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом. От утилизационного сбора будут избавлены также легковые автомобили, с момента выпуска которых прошло более 30 лет, с оригинальными двигателем или кузовом, либо отреставрированные до оригинального состояния.

Российские производители, включая иностранные компании, имеющие производство в России, в случае если они гарантируют последующую утилизацию своей продукции, также будут освобождены от сбора.

Последний пункт обусловлен тем, что в стране крайне низок процент предприятий по утилизации колесной техники – на развитие и расширение таких производств необходимы значительные затраты. «Объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 миллиона единиц техники в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 миллиона автомобилей в год. Низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Разработать проект утилизационного сбора Владимир Путин поручил в апреле этого года.

«Этот утилизационный сбор должен будет распространяться и на импортную технику, и на российских производителей. Предполагается, что иностранные производители, импортирующие автомобили в Россию, будут платить сбор живыми деньгами, а российские и работающие в России – предоставлять соответствующие гарантии утилизации», – заявил тогда Путин. Разработкой проекта занялись сразу три министерства: Минпромторг, МЭР и Минфин.

Вместе с тем сейчас разрабатывается механизм импорта автомобильной техники из стран Таможенного союза – Белоруссии и Казахстана. 15 июня председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что оба партнера по союзу приняли решение не вводить на своей территории дополнительные меры тарифной защиты. В четверг 21 июня министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев заявил, что будут приняты соответствующие решения, чтобы не допустить разбалансировки импорта автомобилей по сравнению с Белоруссией и Казахстаном. «Не исключается вариант введения дополнительного сбора при ввозе импортных автомобилей с территории Белоруссии и Казахстана, как это было в начале работы союза, когда на территории Белоруссии действовали пониженные пошлины», – заявил Слепнев агентству РИА «Новости».

«Утилизационный сбор прописан всем, но для иностранного импорта это, безусловно, более жесткие условия. Для российских компаний это некие отсроченные платежи. Нужно понимать, что инициатива этого сбора появилась как раз в тот момент, когда российские лоббисты просили правительство каким-то образом защитить их от резкого снижения пошлин после вступления России в ВТО. Власти пошли на это, чтобы как-то уравновесить ситуацию и не облегчить импорт иностранных автомобилей в Россию. И эти жесткие условия будут сохраняться и в будущем», – прогнозирует автоаналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков, считающий, что больше всего от принятия нового закона пострадают потребители, на плечи которых ляжет финансовое бремя.

У исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова противоположная точка зрения. «Что касается обычных граждан, то, на мой взгляд, для покупателей автомобилей пока практически ничего не изменится, то есть цены в связи с введением этого сбора, скорее всего, не повысятся. Основная причина появления утилизационного сбора – это поиск возможности закрыть границу от старых автомобилей, чтобы развивался российский автопром. В особенности это касается грузового транспорта», – говорит эксперт.

Автокомпании, имеющие собственное производство в России, позитивно отнеслись к инициативе властей.

«Мы рассматриваем этот сбор не как защиту чьих-то интересов, а прежде всего как один из механизмов для ускорения обновления старого автопарка, – сказала «Газете.Ru» директор по связям с общественностью и государственными структурами компании Sollers Зоя Каика. – В нашей стране его структура в достаточно высокой степени состоит из машин старше 7–10 лет». По ее мнению, введение утилизационного сбора – это механизм создания в России последнего элемента цивилизованного автомобильного рынка. «С нашей точки зрения, введение сбора с последующим развертыванием всей инфраструктуры по утилизации автомобилей является дополнительным потенциалом роста объема продаж новых автомобилей в Россию, – говорит представитель Sollers. – Мы, как производители, конечно, этому очень рады». При этом она отметила, что повышения цен на автомобили в связи с введением сбора пока не запланировано.

В российских представительствах компаний Ford, Mazda, Volkswagen, а также в ОАО «АвтоВАЗ» не смогли оперативно прокомментировать инициативу.