Замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Анатолий Голомолзин объяснил, почему цена на бензин в стране растет, как его ведомство борется с нарушителями закона о конкуренции, и что ожидает автолюбителей в 2012 году.

В интервью каналу «РБК-ТВ» Анатолий Голомолзин рассказал, что розничная стоимость бензина складывается из затрат, которые несут компании не только при производстве топлива, но еще и из налогов и прибыли, а также зависит от конъюнктуры мировых цен.

По словам чиновника, доля налогов в стоимости 1 л бензина составляет большую часть – 55-60%. Все остальное – это затраты и прибыль нефтяных компаний. Голомолзин отметил, что прибыль зависит в том числе и от конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках. Также цены зависят и от того, устанавливает ли компания монопольно высокие, дискриминационные цены по отношению к другим участникам нефтяного рынка. По словам зам. руководителя ФАС, ведомство заставляет нефтяные компании отказываться от этой части незаконно полученного дохода. В рамках двух антимонопольных волн ФАС возбудила несколько дел, по которым некоторые нефтяные компании были оштрафованы на 15 млрд. рублей.

Однако цены на бензин в России растут как при росте цен на мировых рынках, так и при их снижении. По словам Голомолзина, наши компании не торопятся снижать ценники даже когда на мировом рынке цены падают. Безусловно, это один из признаков нарушения. ФАС фиксирует такого рода инциденты в рамках рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. «Мы говорим, что если цены снижаются на внешнем рынке, они должны снижаться и на внутреннем», - пояснил чиновник. Однако, как показывает практика, при снижении мировых цен российские компании продолжают держать их на прежнем уровне примерно еще 1,5-2 месяца. А когда на мировом рынке цены растут, то российские нефтяные компании идут чуть ли не на опережение.

ФАС выдвинула ряд законодательных инициатив, которые должны сделать отечественный рынок нефтепродуктов более прозрачным. О том же самом говорил недавно и глава ФАС Игорь Артемьев, который отметил, что его ведомство выступило с законодательной инициативой по установлению гибкой шкалы акцизов, для того, чтобы защищать рынок от существенной волатильности, которая может негативно влиять и на бизнес, и на население.

По словам Голомолзина, в 2012 году повышения цен на бензин избежать не удастся хотя бы потому, что с начала будущего года вырастут акцизы, которые существенно влияют на формирование цен на бензин.